2papan:
>Почему-то, говоря о Бобе Дилане, чаще всего упоминают
>его влияние главным образом на текстовую составляющую
>песен. А ведь он - самый "каверуемый" автор. Ну
>может только Битлз составят ему в этом конкуренцию.
>Вряд ли это из желания лишний раз повторить его тексты.
А почему бы и не из-за сильного влияния текстов? Плюс количество напиленного Диланом материала. У Дилана десятки альбомов. У Битлз 13 вроде. Из чего выбрать есть.
Вот было бы у них по паре-тройке альбомов, а количество каверов такое же, вот тогда было бы удивительно.
Вообще есть два вида музыки: партитурная и импровизационная.
Битлз - партитурные.
Дилан - в достаточной степени импровизационная музыка.
Для того чтобы в этом убедиться нужно провести мысленный эксперимент - убрать аккомпанемент (оставить только голос). Будет сразу видно (слышно), что мелодии Дилана (в основном) не сильно выразительные. Относительно Битлз так разница в выразительности порядок или больше.
Но есть нюанс. В музык Дилана даже если не брать блюзовые аккорды, есть блюзовый конструктив.
Типа интересные переклички между вокальной частью и без вокала, куда можно встроить интересный инструментал. Тем более как в этой песне из примера - обширное тремоло по всем струнам сразу после голоса.
Т.е. это по сути полуфабрикат (высокого качества и высокого качества именно как полуфабрикат) который можно рассылать гурманам и многие смогут приготовить интересное блюдо.
Количество каверов которые лучше оригинала, у Битлз ощутимо меньше чем у Дилана в процентном соотношении. Потому что Битлз умели довертеть почти каждую вещь близко к совершенству (имеется в виду планка относительно этой каждой конкретной вещи).
Битлз почему много каверят - максимально изящные найденные формулы-мотивчики.
Есть люди с предрасположенностью к мелодиям. Для которых песни на аккордах с невыразительными мелодиями - не комильфо.
Но бывает такие не обладают импровизационностью. Примерно как саксофонист в фильме.
Поймите, Иван Иваныч, импровизация - это полет Вашей души! Мы из джаза.
Музыка Битлз вне всякого сомнения ближе всяким фингерстайлистам итд. Ибо есть что фингерстайлить.
Если эту песню Дилана из примера выше The Derek Trucks Band - Down In The Flood сыграть в фингерстайле - не каждый узнает, что это за песня. Мотивчика маловато.
Вещи Дилана (большинство) для меня всегда на грани - ещё чуток и это будет фолк и бардовщина, которые мне не интересны.
Но часто ему удаётся быть выше этой грани за счёт найденной формы полуфабриката и безусловно - вокального мастерства. Мне очень нравится как Дилан поёт и не потому, что это я за Хендриксом повторяю.
В вокале Дилана удачно намешаны чёрное и белое благодаря ритмике.
В тестах Дилана я не ковырялся, в тему про его Нобеля кидали его якобы лучшие тексты, я понял что мне такое не интересно.
Но так же понятно, что не всем нужны текстовые изыски (как и мелодичные). И таких между прочим большинство.
Я обозначив эту категорию людей ни коим образом их не унижаю, каждому своё.
Кто из них превосходно проектирует лифты, кто-то виртуозно водит авто итд. Не всем есть дело до мотивчика и аллегорий в тесте.
Лучший кавер на Дилана для меня (на порядок больше нравится чем тот что считается лучшим - про башню)
Jimi Hendrix Experience – Like A Rolling Stone
У песни великолепное "ритмическое лицо" - накат информации полу тараторным текстом на нежном восхождении гармонии с фиксацией накопленного, где материалом на отшибе поёт "дин ю". Эта часть два раза.
Потом второй элемент 2 раза как смазка между 1 и 3.
Третий элемент уже по нисходящей и тоже заканчивается отдельным протяжным моментом.
Ну припев как сваи столбы с синусоидами-проводами между ними.
Всё вместе если представить графически - вполне себе интересно ритмический пейзаж. Бывает на куски золота аккуратно сложенные скучно смотреть, а бывает грязные старые башмаки с интересно расположенными пятнами и живописно развязанными шнурками интересно рассматривать несколько минут. Картина Ван Гога "Башмаки" не даст соврать.
Это я ещё рассматривал только условно говоря талантливых интерпретаторов.
Музыка Дилана в целом проще, "ближе к толпе".
Я вот давно с коллегами из бывших работ не встречаюсь так чтоб с гитарами итд.
Потому что все вот вроде крутые спецы в 3Д, а как выпьют и возьмут гитары в руки, так всем нужно всякие Янки Дягилевы, Чайфы итд. По музыке с кем можно изыски обсудить раз-два и обчёлся.
Музыка Дилана конечно не такая (штук 15 вещей мне очень нравится), но относительно Битлз в эту сторону (бренчания) вектор.
Так что при всех перечисленных критериях музыки Дилана:
. количество материала
. в меру интересные тексты
. сильные блюзовые флюиды в конструктиве (способные привлечь сильных инструменталистов, но слабых авторов)
. простота и непритязательность исполнения (мелодию можно криво и по другому спеть, но если не вывалился из тональности с фальшью - абсолютно прокатит, потому что партитурность выражена только в узловых моментах мелодии).
Кому как, а для меня ларчик абсолютно просто открывается почему много каверов на Дилана.
Если совсем просто, музыка Дилана это куча деталей ЛЕГО.
Можно тасовать элементы между песнями и не носитель языка даже не заметит подвоха.