Beatles.ru
Войти на сайт 
Регистрация | Выслать пароль 
Новости Книги Мр.Поустман Барахолка Оффлайн Ссылки Спецпроекты
Главная / Мр.Поустман / Форум Ad Libitum / Польская мозаика

Поиск
Искать:  
СоветыVox populi  

Мр. Поустман

Поздравляем с днем рождения!
sealion (33), Areya (38), alyonka65 (40), TARKUS (40), swanny (41), aprilray (43), oleg-mc (44), Макачечка (45), TheOZ (46), Angelik (51), Dubrovin (51), samoilo (64), Nostradamus (66), sshm (69), efreitor (70)

Поздравляем с годовщиной регистрации!
VAG1952 (6), Dying On The Vine (11), KoShka70 (11), Slappna Av (11), ЛапаДаВилов (12), stateoppression (13), dead_star (13), 5oclock (13), Datsun (14), OnegoRock (15), rockabillygirl (15), SVAN (16), reango_the_first (17), The Hero (17), Scouser Max (17), Hammer.igor (17), neweddy (19), Lady in Love with the 60s (20), all you need (21), aves2211 (21), AlexYar (21), Betsy (21), TimStarboy (21)

Последние новости:
15.04 Нас ждет официальный выпуск фильма "Let It Be"?
15.04 Ронни Вуд присоединился к выступлению The Black Crowes в Лос-Анджелесе
15.04 Аудиоспектакль «The Reunion» стал доступен в Spotify
15.04 Маккартни рассказал, как едва не ушел из Битлз в самом начале карьеры
15.04 Jethro Tull выпустят расширенное издание концертного альбома "Bursting Out"
13.04 Вышла книга «All You Need Is Love: The Beatles in Their Own Words»
13.04 Зак Старки анонсировал благотворительный альбом с Ринго Старром и Элтоном Джоном
... статьи:
14.04 Папы битлов
08.04  Blood, Sweat & Tears - американский Rock
06.04 Beach Boys — американская рок-группа
... периодика:
18.03 Битловский проект "Яллы"
12.03 Интервью с Алексеем Курбановским, переводчиком книг Джона Леннона
12.03 Юлий Буркин, автор книги "Осколки неба, или Подлинная история Битлз" - интервью № 2

   

Польская мозаика

Страницы (1404): [<<]   326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться в AdLib
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 18.01.21 21:44:41   
Сообщить модераторам | Ссылка
Клинки, повторюсь, могли быть почти любого типа и любого производства. Ножны - всегда металлические. Общая масса сабли без ножен - 850-950 г, с ножнами - до 1,5 кг. Длина клинка обычно - 80-90 см.Клинки, повторюсь, могли быть почти любого типа и любого производства. Ножны - всегда металлические. Общая масса сабли без ножен - 850-950 г, с ножнами - до 1,5 кг. Длина клинка обычно - 80-90 см.

Эфесы латунные, с деревянными рукоятями (обычно - бук). На "фартуке" - расширении металлической части рукояти у обуха - польский орел. Кстати, что интересно: обладатели этих сабель довольно часто, как говорит нам Квасневич в книге "Польские сабли", спиливали боковые дужки. Зачем? Считали их неудобными...

В 1921 году на вооружение Польша приняла новый тип сабли, для которого теперь прописали точные характеристики клинка. Итак, клинок сабли образца 1921/22 года должен был иметь:

длину - 80 см;
ширину у пяты - 3,4 см;
ширину на расстоянии 5 см от острия - 2,5 см;
прогиб - 3,1 см;
толщину у обуха - 5 мм.

Боевой конец был обоюдоострым - затачивалось 20 см обуха от кончика. По каждой стороне клинка шел дол шириной 1,2 см и длиной полметра, начинался он от 3,5 см от эфеса. Острие было копейного типа.

В общем и целом это характерное для конца XIX века универсальное рубяще-колющее оружие. Рукоять из дерева и латуни, дужка на сей раз только одна - видимо, учли пожелания владельцев, спиливавших боковые дужки)

Прямоугольная крестовина, сходящаяся нижним квиллоном с дужкой под прямым углом - характерная отсылка к национальной польской оружейной традиции, напоминающая знаменитые сабли прошлых веков - "венгерки".

Таких сабель даже в 1939 году в польской армии было очень много. В предвоенное время они составляли большую часть длинноклинкового арсенала всех частей польской армии.

Сабли офицеров и рядовых различались только длиной рукояти - 110 мм у офицерской сабли и 120 мм - у сабли рядового состава. Почему так? А Езус-Мария их знает, видимо, сочли, что у офицеров в массе своей ручки маленькие, зато у рядовых, видимо, целые лапищи...




Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 18.01.21 21:47:58   
Сообщить модераторам | Ссылка
Существовало несколько конкурировавших между собой образцов такой сабли, но среди них к 1936 году был выбран один, окончательный.
Существовало несколько конкурировавших между собой образцов такой сабли, но среди них к 1936 году был выбран один, окончательный.

Вот его ТТХ:

длина клинка - 82,5 см;
ширина у пяты - 3,4 см;
толщина обуха у пяты - 8 мм;
прогиб - 3 см;
масса без ножен - 910 г, с ножнами - 1,46 кг.

Сабля имела один широкий дол и один узкий долик под самым обухом. Боевой конец, по традиции, был обоюдоострым, с копейным острием, пригодным для укола, причем дол переходил в ребро для повышения качества этого самого укола. Ножны - металлические, с одной обоймицей.

Для изготовления этих сабель использовалась рессорная сталь. На испытаниях она должна была пробивать острием, при падении с 2 метров, стальной лист толщиной в 2 мм, и разрубать пруток стали толщиной 5 мм, положенный на свинцовую подставку.

Вот эти-то три сабли - образца 1917, 1921 и 1934 гг (не во всех частях саблю успели заменить) и погуляли по головам немецких солдат в сентябре 1939. Недолго - но зато с честью.

Kładłam ci ja idącemu w bój,
Białą różę na karabin twój,
Nimeś odszedł, mój Jasieńku, stąd,
Nimeś próg przestąpił, kwiat na ziemi zwiądł.

...Клала я тебе, идущему в бой,

Белую розу на карабин твой.

Еще мой Ясенько из виду не пропал,

Чуть за дверь ушел он -

Цвет на землю пал...


Тем, кто хочет посмотреть на упоминающиеся в тексте великолепные сабли, советую открыть эту ссылку:

https://zen.yandex.ru/media/ryzhij_rycar/sabli-kotorymi-polskie-ulany-rubili-nemcev-v-1...
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 19.01.21 13:23:18   
Сообщить модераторам | Ссылка
Роман Полански на съемочной площадке фильма «Месть», реж. Анджей Вайда, 2002, фото: Vision / East NewsРоман Полански на съемочной площадке фильма «Месть», реж. Анджей Вайда, 2002, фото: Vision / East News

Роман Полански в объективе камеры

Автор: Марта Язовская, июль 2013.

Мало кто знает: прежде чем снять свой первый фильм, Роман Полански заявил о себе на актерском поприще. Первые шаги он делал на театральной сцене, а на большом экране дебютировал за год до поступления в Лодзинскую киношколу — это был фильм 1953 года «Три повести» Чеслава Петельского. Актерские способности молодого Полански в числе прочих оценил Анджей Вайда, который доверил ему роли в «Поколении», «Невинных чародеях» и «Лётне».

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/roman-polanski-v-obektive-kamery
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 20.01.21 13:27:32   
Сообщить модераторам | Ссылка
Кто его знает, правда это или нет?Кто его знает, правда это или нет?


Автор - Recon-online

Что же пили на Руси , пока поляки не завезли "беленькую"
27 ноября 2020

Как мы уже говорили ранее, и даже в комментариях воевали - водка это ни разу не исконно русский напиток, что бы не говорили нам.

Вообще, если немного углубиться, то современный продукт создан в результате ректификации - благодаря чему появляется спирт высокой крепости и очистки ; и данный процесс освоили только в середине 19го века.
Дистилляция стала возможна раньше, но, как мы и говорили, данный напиток пришел к нам из Польши. В польском языке в 15 веке появляется форма слова «wodko, vodka», и имело совершенно другое значение.

В России впервые в официальных документах это слово появилось и вовсе в 17м веке:

О взыскании пошлин с вывозимых из за моря разных вин и водок ефимками, а с сахару деньгами, по прежним указам» от 14 августа 1684 года
До этого на Руси были слабоалкогольные напитки, и , вопреки распространенному мнению, пьянство порицалось

«Не люби употреблять вино до опьянения, чтоб не лишиться веселия Божественного».
​Прп. Исаия Отшельник

Кстати говоря, людей, погибших по "пьяни" приравнивали к самоубийцам и хоронили за оградой, а патриарх Филарет в 17м веке и вовсе официальным указом запретил их отпевать. Вообще, никогда христианская традиция, ни православная в частности пьянства не одобряла:

«Не обманывайтесь – пьяницы Царства Божия не наследуют»
1 Кор. 6: 10

Итак русским были доступны разнообразные алкогольные напитки, некоторые из них сейчас, в общем-то, не в ходу.

Виноградное вино упоминается с 10го века, до крещения в Киеве. После принятия христианства (но, конечно же, далеко не всеми) этот напиток стал ритуальным, для совершения всяческих таинств. Да и неудивительно, виноградное вино было исключительно привозным, не разгуляешься.

Так называемый "мед" или медовуха - Один из самых древних напитков. Был мед ставленный, который сбраживался и настаивался в бочках с десяток лет - делался из смеси меда и ягодного сока, и наверняка стоил немало. Был, конечно же, и тот что попроще - его варили, разбавляя водой и добавив ягоды, фрукты, травы - а потом оставляли бродить. Cейчас ее ассортимент так велик, что пришлось долго искать такую картинку, что не приняли бы за продукт плейсмент =))

Пиво также довольно древний напиток - его требовалось выпить еще Илье Муромцу - иначе как стать богатырем . Пиво сейчас не считается праздничным напитком, но раньше его пили по всем значимым поводам - рождение ребенка , переезд, свадьба, поминальные застолья - без пенного никуда. В Новгороде археологи во многих домах имел набор "сделай сам" для этого напитка.

Ол - делался из ячменя, похож на пиво, с добавлением хмеля и иногда полыни. Похожий напиток был , например, и на британских островах - к ячменю там добавлялись травы и вереск. Есть, кстати, печальная песня "Вересковый мед". О том, что там произошло, мы расскажем в другой раз.

Напиток "Буза" появился на Руси в 13 веке - вместе с татаро-монголами, которых никогда-никогда не было, как считают некоторые. Производился из проса и довольно долго - сначала вываривали муку до однородности , затем добавляли дрожжи и оставляли бродить. На Руси бузу "прокачали" - туда добавлялся солод и мед. Слова "Бузить" и "бузотер" произошли кстати однокоренные.

Попробовать можно и сейчас, но, скорее всего. Вкус будет отличаться от оригинального.

Березовица -взрослый вариант всеми любимого березового сока. Технология, пожалуй, известна всем, разница в том, что ее еще оставляли побродить в открытых бочках

Теперь, если в Вас насильно будут вливать водку, говоря " выпей, а то не православно" - вы знаете, что можно сослаться на Библию, и с чистой совестью отведать пива или красного вина. =)


Если хотите посмотреть на картинки, то откройте ссылку:

https://zen.yandex.ru/media/recononline/chto-je-pili-na-rusi--poka-poliaki-ne-zavezli-b...
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 20.01.21 14:37:29   
Сообщить модераторам | Ссылка
Дэвид Боуи, фот.: REUTERS / ForumДэвид Боуи, фот.: REUTERS / Forum

Как Дэвид Боуи написал «Варшаву»

Автор: Wojciech Oleksiak Опубликовано: 21 янв. 2016

Утром 11 января 2016 года мир облетела весть о смерти Дэвида Боуи, одного из самых ярких и оригинальных музыкантов в истории. Отдавая дань памяти великому артисту, Culture.pl рассказывает историю создания его знаменитой песни «Варшава», которую Боуи написал под впечатлением от краткого посещения столицы Польши.

Дэвид Боуи побывал в Варшаве дважды: в 1973 и 1976 годах. Оба раза это была лишь краткая остановка во время путешествия поездом из Восточной Европы в Москву. Биографы Боуи не сходятся во мнении, после какого именно из визитов была написана «Варшава», поэтому мы представим две альтернативные версии.

Дэвид Боуи не летал

В начале 1970-х Дэвид Боуи страдал аэрофобией (панической боязнью полетов):

«Я не летаю, потому что у меня было предчувствие, будто я погибну в авиакатастрофе. Если к 1976 году ничего не случится, я снова начну летать».

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/kak-devid-boui-napisal-varshavu
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 20.01.21 14:38:23   
Сообщить модераторам | Ссылка

«Варшаву» сочли лучшей в альбоме «Low», и именно с нее Боуи начинал свои концертные выступления во время гастролей 1978 и 2002 года.
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 21.01.21 15:19:51   
Сообщить модераторам | Ссылка
Центрально-Восточная Европа. Карта: Википедия / Новая Польша
Центрально-Восточная Европа. Карта: Википедия / Новая Польша
08 января 2021

Лукаш Адамский

Центрально-Восточная Европа. Понятие, меняющее карту

История термина «Центрально-Восточная Европа» показывает, как одно понятие может стать инструментом политического действия — укрепления связей Украины и Беларуси с Польшей и другими западными соседями.

Когда в 1950 году Оскар Халецкий, польский исследователь истории средневековых Польши, Литвы и Руси, предложил в своей работе «Limits and divisions of European history» (Пределы и разграничения европейской истории) концепцию Центрально-Восточной Европы, а спустя два года изложил ее в книге «The Borderlands of Western Civilization. A History of East Central Europe» (Пограничные земли западной цивилизации. История Центрально-Восточной Европы), он думал не только о науке. Как историк и эмигрант он хорошо понимал, чем грозит все более популярная концепция разделения Европы на Западную (свободный мир) и Восточную (зона господства тоталитарного СССР).

Между тем «железный занавес», опустившийся над частью европейского континента в результате ялтинских соглашений и вследствие могущества СССР, невольно подталкивал политиков и общественное мнение западных стран к такому незамысловатому разделению. Еще в XVIII веке восток Европы воспринимался как экономически и культурно отсталая периферия. Поскольку ничто не предвещало скорого конца ялтинского раздела Европы, у Халецкого были все основания опасаться, что если политики свободного мира повесят на чехов или поляков ярлык восточноевропейских народов, то их начнут рассматривать «в комплекте» с другими народами, порабощенными Советским Союзом, включая самих русских. На практике это могло бы означать отказ Запада от усилий по освобождению Польши, Чехословакии или Венгрии от оков сталинской системы в пользу действий, цивилизующих СССР изнутри. А это, в свою очередь, продлевало бы период советского господства на многие десятилетия.

Разделение Европы на Восточную и Западную было для Халецкого поверхностным и с аналитической точки зрения.

Ведь отнесение, например, Праги к той части Европы, в которой находится Москва — а не Вена или Мюнхен, — означало бы, что текущая политическая ситуация — критерий более существенный, чем культурный облик региона, его тысячелетняя история или ментальность населения.
Это разделение игнорировало важные факторы, определяющие специфику региона, — такие как западное христианство, тесные связи с другими странами латинского культурного мира, значительное влияние немецкой культуры, опыт полиэтничности, дополненный воспоминаниями о последних десятилетиях монархии Габсбургов, оставивших о себе весьма добрую память.

Далее по ссылке:

https://www.novayapolsha.pl/article/centralno-vostochnaya-evropa-ponyatie-menyayushee-k...
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 22.01.21 13:24:42   
Сообщить модераторам | Ссылка
Пограничный пост на российско-германской границе, 1900. Репродукция открытки. Фото: Петр Мецик / Forum

Пограничный пост на российско-германской границе, 1900. Репродукция открытки. Фото: Петр Мецик / Forum

05 февраля 2020

Мельхиор Якубовский

(Не)видимые границы

Больше ста лет, вплоть до 1918 года, территория современной Польши была разделена между тремя государствами. И хотя с тех пор сменилось уже не одно поколение, различия между российской, прусской и австрийской частями по-прежнему сохраняются в ландшафте, экономике и политических пристрастиях.

«Видны разделы» — таков популярный комментарий к разнообразным картам Польши, который сегодня можно прочитать в Интернете. Он обычно носит шутливый характер (довольно часто это печальный юмор), однако метко указывает на одну из самых характерных особенностей современной Польши — то, что через сто с лишним лет после возрождения польского государства по-прежнему ясно видны пересекающие его границы между тремя разделами, то есть частями страны, которые находились под властью трех стран-захватчиков. Эти границы можно увидеть как в культурном ландшафте, так и во многих социальных и экономических явлениях. Наложите границы XIX века почти на любую тематическую карту, и вы заметите много интересного.

Далее по ссылке:

https://www.novayapolsha.pl/article/ne-vidimye-granicy/...Q9OEA0JXcYY_VUShfOqXCLcVPYW8cGNo
Грусть  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 23.01.21 11:30:33   
Сообщить модераторам | Ссылка
Его считали отцом польского комикса и ласково называли «Папаша Хмель»... В возрасте 97 лет ушел из жизни Генрик Ежи Хмелевский — участник Варшавского восстания и автор знаменитой истории об обезьянке Титусе де Зоо.Его считали отцом польского комикса и ласково называли «Папаша Хмель»... В возрасте 97 лет ушел из жизни Генрик Ежи Хмелевский — участник Варшавского восстания и автор знаменитой истории об обезьянке Титусе де Зоо.
Светлая память...

Краеведческий туризм с Титусом де Зоо

Автор: Patryk Zakrzewski Опубликовано: 22 сент. 2015

«Четвертькругосветное» путешествие или повторение польской географии? Предлагаем экскурсию по следам самой знаменитой от Одры до Буга обезьянки.

Прежде чем стать «знаменитой обезьянкой из комикса», Титус де Зоо (год рождения – 1957) был космической подопытной обезьянкой. Первый комикс о его приключениях вышел после запуска Советским Союзом спутника. Истории в картинках, автором которых был Генрик Ежи Хмелевский («Папаша Хмель») сначала издавались по частям на страницах журнала «Świat młodych» («Мир молодых»). Начиная с конца шестидесятых годов в издательстве «Wydawnictwo Harcerskie» этот комикс стал выходить в форме книжек. В этот момент издатели решили, что основной акцент нужно сделать на обучающий аспект – комиксы должны были «обучая – развлекать, развлекая – обучать». И вот, Титус под чутким руководством Ромека и А’Томека, постепенно «становился человеком» – был харцером, спасал исторические памятники, завоевывал медаль Лиги защиты страны.

«Но самой худшей была книга V, я вспоминаю ее с большой неприязнью. Это был рассказ о путешествии на ваннолете вокруг света. Нужно было, чтобы Титус посетил фестиваль молодежи на Кубе, в Нью-Йорке герои должны были проучить расиста, который обижал негритенка, картинки должны были показать польскую ветчину в иностранных магазинах. Кроме того, было совершенно необходимо, чтобы Титус помешал маневрам НАТО. Закончиться путешествие должно было в пионерском лагере в СССР. К счастью, не прошла одна из идей – чтобы Титус поддержал коммунистическое партизанское движение в Анголе, – рассказывал спустя многие годы Хмелевский в одном из интервью».

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/kraevedcheskiy-turizm-s-titusom-de-zoo
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: audi   Дата: 23.01.21 15:04:50   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Andrzej Szablewski:

>David Bowie - Warszawa
>«Варшаву» сочли лучшей в альбоме «Low», и именно
>с нее Боуи начинал свои концертные выступления
>во время гастролей 1978 и 2002 года. КРАСИВАЯ ВЕЩЬ
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 24.01.21 10:12:27   
Сообщить модераторам | Ссылка
Кадр из фильма «Вампиры Варшавы», 1925, реж. Виктор Беганский, фото: Национальная фильмотека / fototeka.fn.org.pl
Кадр из фильма «Вампиры Варшавы», 1925, реж. Виктор Беганский, фото: Национальная фильмотека / fototeka.fn.org.pl

Утрачены или уничтожены: в поисках классики польского кинематографа

Автор: Juliette Bretan Опубликовано: 8 окт. 2018

Многие новаторские и захватывающие польские фильмы межвоенного периода доступны для просмотра и сегодня, однако некоторые сохранились лишь во фрагментах или и вовсе были испорчены без возможности реставрации. Важные пленки были уничтожены во время войны или в годы коммунизма, оставив после себя болезненные пробелы в истории польского кинематографа. Так какие важные картины мы потеряли безвозвратно?

В Польше межвоенного десятилетия киноиндустрия развивалась очень быстро. Пик лихорадочного стремления догнать и перегнать западный кинематограф пришелся на 1920-1930-е годы. Увы, некоторые ключевые фильмы этого периода, сюжеты которых зачастую заимствовались из эфемерного кабаре, были утрачены, однако память о них сохранилась до наших дней. Именно эти картины — невзирая на огрехи производства и нередкую критику — легли в основу польской киноиндустрии.

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/lost-destroyed-classic-polish-films
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 24.01.21 10:15:13   
Сообщить модераторам | Ссылка
Кадр из фильма «Орленок», 1926, на фото: Ганка Ордонувна, Курт Куртхофф, Лех Оврон, фото: Национальная фильмотека / fototeka.fn.org.plКадр из фильма «Орленок», 1926, на фото: Ганка Ордонувна, Курт Куртхофф, Лех Оврон, фото: Национальная фильмотека / fototeka.fn.org.pl

Золотой век польского кино: польский кинематограф межвоенного двадцатилетия

Автор: Juliette Bretan Опубликовано: 26 июня 2018

Межвоенное двадцатилетие в Польше было временем бурной энергии и особого очарования. Достижения технического прогресса позволили полякам в полной мере проявить себя на большом экране. Польское кино переживало настоящий расцвет, увы, резко оборвавшийся с началом Второй мировой войны. Но, несмотря ни на что, это время навсегда останется в памяти поляков, ведь именно тогда произошло становление польского национального кино, оставившего важнейший след в истории мирового кинематографа.

В конце XIX века изобретатели по всему миру стремились придумать аппарат, который показывал бы движущиеся изображения. Кульминацией этой технологической битвы за новое современное развлечение стал первый публичный показ фильма братьев Люмьер в 1895 году.

Считается, что братья Люмьер были главными пионерами кинематографа, однако поляки тоже внесли существенный вклад в его развитие. Польские изобретатели Петр Лебедзинский и Казимир Прушинский создали устройства для проекции движущихся изображений. Плеограф Прушинского — одна из первых в мире кинокамер, которая, как и изобретение братьев Люмьер, была снабжена проектором. Плеограф был запатентован на два года раньше, чем синематограф братьев Люмьер, еще в 1893 году, но ему не удалось выйти из тени изобретения французов, и сегодня о нем мало кто помнит.

В истории становления польского кино было немало трагичного: Польша, сначала разделенная соседними империями, потом независимая, стремилась сделать себе имя в киноиндустрии, но конец ее надеждам и планам положила Вторая мировая война.

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/polish-cinema-interwar-period-film
Внимание  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 25.01.21 12:32:02   
Сообщить модераторам | Ссылка
Как Львов «переехал» во Вроцлав, а Клодзко «вернулся» в состав Польши, где никогда раньше не был.Как Львов «переехал» во Вроцлав, а Клодзко «вернулся» в состав Польши, где никогда раньше не был.

Вроцлав, 1948. Фото: Эдвард Фальковский / Forum

07 июля 2020

Мельхиор Якубовский

«Возвращенные», или «бывшенемецкие» земли — пропаганда и действительность

Как в 1945 году к Польше были присоединены территории, не принадлежавшие ей многие сотни лет — или даже вовсе никогда.

Сравнивая современную политическую карту Европы с той, что была перед Второй мировой войны, нетрудно заметить, что Польша оказалась «передвинута» с востока на запад. Довоенная Вторая Речь Посполитая значительно дальше простиралась на восток, охватывая часть территорий современных Украины, Беларуси и Литвы, но зато не имела теперешних западных земель, принадлежавших на тот момент Германии.

Поляки с горечью говорили, что, принимая решение о новом разделе Европе, Черчилль, Рузвельт и Сталин отнеслись к их стране, как к мебели, которую можно спокойно переставлять.
Последствием этих договоренностей стало невиданное доселе переселение народов: немцев — в новые, усеченные границы Германии, поляков — с утраченного востока Польши на полученный запад, русских — в только что созданную Калининградскую область РСФСР, украинцев — из Польши в УССР и т.д. Вместо того чтобы приспособить границы к людям, было решено приспособить людей к границам.

Так в пределах Польши оказались те западные и северные регионы, которые исторически принадлежали ей либо в далеком Средневековье, либо же вообще чисто иллюзорно.

Конечно, некоторые земли, принадлежавшие до войны Германии и отошедшие в 1945 году Польше, были связаны с ней и в Новое время: они входили в состав Речи Посполитой до разделов.
Территория государства была разделена между Россией, Пруссией и Австрией в 1772, 1793 и, наконец, окончательно — в 1795 году., но не были включены в границы возрожденного государства после Первой мировой войны.
Речь идет прежде всего об окрестностях Гданьска, Вармии и северо-западной Великопольше. Эти территории, конечно, не были для Польши «чужими» — на них сохранялась польская культура и память о принадлежности к Речи Посполитой.

Поэтому в этой статье речь пойдет о той части страны, которая до 1945 года была гораздо сильнее связана с Германией или Чехией. Чтобы понять, о каких именно территориях идет речь, обратимся к современному административному делению. Мы займемся — если смотреть с юга по часовой стрелке — западной частью Силезского воеводства, Опольским, Нижнесилезским, Любушским, почти всем Западно-Поморским, отдельными частями Поморского и большей частью Варминско-Мазурского воеводства. Если пользоваться историческими названиями, то это Верхняя и Нижняя Силезия, части Лужицы и Любушской земли, Западная Померания и Мазурия (Восточная Пруссия). В общей сложности — почти треть от всей площади современной Польши.


Далее по ссылке:

https://www.novayapolsha.pl/article/vozvrashennye-ili-byvshenemeckie-zemli-propaganda-i...
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 26.01.21 17:11:01   
Сообщить модераторам | Ссылка
Где останавливался император Наполеон Бонапарт, а где Великий князь Константин Николаевич? Где останавливался император Наполеон Бонапарт, а где Великий князь Константин Николаевич?
Рассказываем о самых знаменитых отелях довоенной Польши: от исторических «небоскребов» и стильных особняков до постоялых дворов с комнатами за один рубль.

Марывиль, Варшава, 1733, фото: J. J. Feyge

Самые красивые отели довоенной Польши

Автор: Anna Legierska Опубликовано: 4 авг. 2017

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/samye-krasivye-oteli-dovoennoy-polshi
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 26.01.21 17:45:16   
Сообщить модераторам | Ссылка
Ноты к песне, рекламирующей шампунь Pixavon, фот. StareMelodie.plНоты к песне, рекламирующей шампунь Pixavon, фот. StareMelodie.pl

Фокстрот для шампуня: музыка в польской рекламе межвоенного времени

Автор: Juliette BretanОпубликовано: 5 дек. 2018

К середине межвоенного периода возрожденная Польша, назло всем ожиданиям, прекрасно существовала в лихорадке массового производства и декаданса. Компании продавали, люди покупали. Предприниматели были настроены решительно и изыскивали эффективные, но чрезвычайно изящные способы рекламы — лучшим выбором было использовать достижения Польши в музыкальной сфере.

Рекламные песни стали проникать в репертуар любимых польских исполнителей межвоенного периода в конце 1920-х гг. Как правило, они выпускались на студии «Serena-Electro» или в виде нот — и в результате сами становились объектом рекламы. Большинство таких мелодий были танго. Зажигательные аргентинские мелодии к тому времени уже захватили Польшу, но рекламные песенки в этом стиле были гораздо более эффектными по сравнению с их современными аналогами, благодаря экзотическим и захватывающим приключениям в декорациях повседневной семейной жизни.

Одним из самых плодовитых исполнителей таких коммерческих композиций — среди которых были также фокстроты, шимми и вальсы — был Адам Астон, который работал с лучшими поэтами и композиторами, в частности, Ежи Петерсбурским и братьями Голдами.

Однако использовались и уловки: хотя этот бизнес был крайне выгодным, настоящие звезды стеснялись такой своей деятельности, поэтому работали под псевдонимами. Псевдоним Астона был Й. Керский, еще один ныне неизвестный композитор многих рекламных мелодий фигурировал под псевдонимом Тэд Рэй, сочинитель текстов к его музыке использовал псевдоним Солец, видимо, по названию строящегося района Солец в Варшаве. Еще один называл себя Хен Вэй.

Однако некоторые музыканты открыто творили в этом виде искусства. Например, Анджей Власт работал под своим широко известным псевдонимом Willy, а Альберт Харрис, Зенон Фридвальд, Шимон Каташек и Ежи Петерсбурский ставили свое имя под всеми рекламными мелодиями, в создании которых принимали участие. А их было много — начиная от рекламы предметов повседневного обихода до роскошных статусных вещей…

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/fokstrot-dlya-shampunya-muzyka-v-polskoy-reklame-mezhvoen...
Здорово!  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 26.01.21 17:49:31   
Сообщить модераторам | Ссылка
Разворот из иллюстрированного ежемесячного журнала «Przegląd Mody», R.10, nr 6 (1932), фотография из собрания Национальной библиотеки (Polona) / www.polona.pl
Разворот из иллюстрированного ежемесячного журнала «Przegląd Mody», R.10, nr 6 (1932), фотография из собрания Национальной библиотеки (Polona) / www.polona.pl

Джентльмены и соблазнительницы. Мода в довоенной Польше

Автор: Anna Legierska Опубликовано: 10 февр. 2016

В чем ходили на файв-о-клок и в казино, а в чем катались на автомобиле и отплясывали чарльстон? Давайте заглянем в польские журналы и в шкафы столичных модников межвоенного двадцатилетия.

Мода межвоенного двадцатилетия формировалась в непростых условиях политической, общественной и экономической революции, охватившей после Первой мировой войны всю Европу. Из межвоенного гардероба исчезли драгоценности, украшения и нарочитая пышность. Щеголи и модницы межвоенной Польши, вооружившись французскими и английскими модными журналами, делали ставку на простые фасоны, удобство, скромность и функциональность.

«Ведь всего несколько лет назад так одевались не только женщины, заменившие сражающихся на фронте мужчин (например, кондукторши и чиновницы), но и аристократки, подающие пример бережливости и патриотизма в тяжелых военных условиях. О них напоминала повседневная одежда начала 1920-х, например, шерстяные костюмы цвета хаки», – пишет проф. Анна Серадзкая в альбоме «Мода в довоенной Польше».

Автор альбома изучила старые учебники хороших манер, мемуары, дневники и первые иллюстрированные дамские журналы. Так какие же тенденции господствовали в моде того времени?

Мода порывала с традициями belle epoque. Одежда для независимых женщин, любящих танец и спорт, впервые игнорировала талию и бюст, открывала ноги, решительно отказывалась от корсетов и поясов для чулок. В моду вошли пижамы и короткие стрижки. Известные портные теряли богатых клиенток.

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/dzhentlmeny-i-soblaznitelnicy-moda-v-dovoennoy-polshe
Слезы  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 27.01.21 11:38:32   
Сообщить модераторам | Ссылка
Ворота в Аушвиц-1. Надпись: Arbeit macht frei (Работа делает свободным). Фото: Артур Видак/NurPhoto/Getty ImagesВорота в Аушвиц-1. Надпись: "Arbeit macht frei" (Работа делает свободным). Фото: Артур Видак/NurPhoto/Getty Images

Как сегодня выглядит Аушвиц-Биркенау?

Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества катастрофой, унесшей десятки миллионов жизней. Неоспоримым доказательством и одним из главных символов преступлений нацистов является концлагерь Аушвиц-Биркенау на территории польского города Освенцим. Как выглядит сегодня место, в котором нацисты убили более миллиона человек?

«Все узники находились в одном и том же Аушвице, однако у каждого из нас Аушвиц был свой. В концлагере были разные круги ада, разный опыт. [...] История Аушвица — это сумма личных историй, страдания и памяти. Нельзя забывать о том, что это недосказанная история. Мы уже никогда не сможем услышать сотни тысяч голосов тех, кого здесь убили».

(Владислав Бартошевский, бывший узник Аушвиц, экс-глава МИД Польши)

С момента возникновения в 1940 году концлагерь в Освенциме расширял свои границы.
В 1943 огражденная колючей проволокой территория состояла из трех основных частей: Аушвиц-I (так его начали называть с 1943 года), Биркенау (Аушвиц-II) и Моновиц (Аушвиц-III).
Первыми узниками Аушвица были поляки. 14 июня 1940 года нацисты привезли сюда 728 польских политзаключенных. Позже начали привозить в Освенцим и заключенных других национальностей.
С 1942 года Аушвиц стал одним из центров, где нацисты реализовали план полного уничтожения европейских евреев. Евреи были самой многочисленной группой заключенных (из 1,1 млн было убито ок. миллиона).

«Я родилась 10 января 1931 года в Пултуске, потом мы переехали в Варшаву, а во время оккупации оказались в гетто, куда нацисты согнали евреев. Во время восстания в гетто мы скрывались в подвалах, но немцы нашли нас. Первые два месяца мы были в концлагере в Майданеке (там умер мой папа), потом нас привезли в Аушвиц-Биркенау. Ежедневно в 5 утра там проходила перекличка. Нас выстраивали рядами. Я была очень маленькой и худой, но мама заставляла меня становиться в первый ряд с самыми сильными и здоровыми. Она хотела меня спасти. Больных и слабых здесь сразу убивали».

(Феля Розенберг, бывшая узница концлагеря Аушвиц)

«Каждый день я беру фотографию мамы и сестры, разговариваю с ними, целую. В чем они были виноваты? Шесть миллионов убитых во время войны евреев это только цифра. Представьте себе, например, Данию. Там живет столько же людей. Представьте, что вдруг исчезает целая страна. Это невозможно представить».

(Ольга Гофман, бывшая узница концлагеря Аушвиц)

Освенцим или Аушвиц? ...

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/kak-segodnya-vyglyadit-aushvic-birkenau
Слезы  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 27.01.21 11:42:44   
Сообщить модераторам | Ссылка
Витольд Пилецкий, заключенный концлагеря Аушвиц № 4859. Фото: Институт национальной памяти / www.pilecki.ipn.gov.plВитольд Пилецкий, заключенный концлагеря Аушвиц № 4859. Фото: Институт национальной памяти / www.pilecki.ipn.gov.pl

Человек, который добровольно отправился в Аушвиц

Автор: Wojciech Oleksiak Опубликовано: 16 дек. 2016

Варшава, 1940 год. Во время уличной облавы немецкий патруль задерживает мужчину. Его избивают, бросают в тюрьму, а затем отправляют лагерь смерти. Большинство людей предпочли бы держаться от этого места подальше, но не Пилецкий. Пробраться в печально известный концлагерь – часть его плана. Витольд Пилецкий – человек, который добровольно отправился в Аушвиц.

По биографии Витольда Пилецкого можно судить об истории целого поколения поляков, родившихся в начале ХХ столетия. Им довелось пережить три войны (две мировых и советско-польскую войну 1919–1921 годов), а в возрасте сорока с небольшим лет пришлось научиться жить при коммунистическом режиме, навязанном и контролируемом Советским Союзом.

Революция (?) перевернула мир с ног на голову: бывшие аристократы стали наименее уважаемыми членами общества, герои стали злодеями и преступниками, преступники героями, а Россия – ближайшим другом и защитником. Частная собственность исчезла, личная жизнь тоже, государство контролировало все. Короткий период благополучия (межвоенные годы) отныне считался временем морального упадка, фашизма и коррупции. В таких обстоятельствах оказались те, кто посвятил свою жизнь борьбе за независимость Польши, то есть целое поколение выходцев из шляхетских семей, воспитанных в патриотическом духе.

Далее по ссылке:

https://culture.pl/ru/article/chelovek-kotoryy-dobrovolno-otpravilsya-v-aushvic
Слезы  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 27.01.21 12:12:42   
Сообщить модераторам | Ссылка
                         Международный день памяти жертв Холокоста Международный день памяти жертв Холокоста


Кадр из фильма «Ида», реж. Павел Павликовский, 2013. На фото: Агата Кулеша и Агата Тшебуховская, фото: Opus Film

Ревизионисты и патриоты. Как польское кино изображает Холокост

Автор: Bartosz Staszczyszyn

Вторая мировая война закончилась больше 75 лет назад, но фильмы о ней до сих пор вызывают множество споров и рождают у зрителей самые разные эмоции.

Польское историческое кино напоминает минное поле, которое почти невозможно перейти, не подвергшись шквалу политических и публицистических нападок. Только за последние несколько лет этого не удалось избежать Агнешке Холланд, Павлу Павликовскому и Владиславу Пасиковскому.

Во время дискуссий о таких фильмах, как «Ида» или «Колоски», польское кино часто обвиняли в антипольской наррации и клевете на весь народ. Обвиняли незаслуженно: ревизионистским стратегиям уже долгие годы следует лишь небольшой процент кинематографистов, в то время как в основном отечественное кино изображает польский героизм.

Случай «Колосков» вообще показателен для польских дискуссий на тему исторического кино.
Рисуя мрачный (и преувеличенный) образ польского антисемитизма, Пасиковский разделил публику. Одни обвиняли его в клевете на поляков и в искажении исторических фактов, другие защищали, называя режиссером, который срывает занавес народного молчания и открывает трудную правду польской истории. Никого, казалось, не интересовало, что фильм хромает с художественной точки зрения, а потому порою кажется просто смешным. Однако тема «Колосков» оказалась важнее, чем формальные недостатки: для одних Пасиковский стал отважным разоблачителем мифов, для других — клеветником.


Далее по ссылке...

https://culture.pl/ru/article/revizionisty-i-patrioty-kak-polskoe-kino-izobrazhaet-holo...
Слезы  
Re: Польская мозаика
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 27.01.21 13:32:04   
Сообщить модераторам | Ссылка
27 января в Польше и мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста27 января в Польше и мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста
26.01.2021 20:01

27 января 1945 года немецкий концлагерь «Аушвиц–Биркенау» в районе польского города Освенцим был освобожден Красной Армией.

Один их малолетних узников в освобожденном 27 января 1945 года немецком концлагере «Аушвиц–Биркенау». EPA/www.auschwitz.org

27 января в мире отмечают Международный день памяти жертв Холокоста.
Эта памятная дата учреждена в 1996 году по инициативе президента Германии Романа Херцога.
27 января 1945 года немецкий концлагерь «Аушвиц–Биркенау» в районе польского города Освенцим был освобожден Красной Армией. С 2005 года этот день отмечают во всем мире.

Германия 27 января будет чествовать память жертв нацистского режима. Состоится заседание Бундестага с участием бывших узников немецких концлагерей.

Накануне Международного дня памяти жертв Холокоста посольство Республики Польша в Риме обратилось к итальянским СМИ с призывом не использовать неправильное словосочетание «польский концлагерь» в отношении «Аушвиц–Биркенау». Это случалось много раз в прошлом.

Польские дипломаты напоминают, что правильное название, принятое ЮНЕСКО, — «Аушвиц–Биркенау, нацистский немецкий концлагерь и лагерь смерти». В посольстве Польши в Италии подчеркивают, что концлагерь был построен нацистским немецким государством на территории Польши, оккупированной Германией.


https://www.polskieradio.pl/397/7830/Artykul/2667392,27-%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%...
Страницы (1404): [<<]   326 | 327 | 328 | 329 | 330 | 331 | 332 | 333 | 334 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться в AdLib
Главная страница Сделать стартовой Контакты Пожертвования В начало
Copyright © 1999-2024 Beatles.ru.
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Условия использования      Политика конфиденциальности


Яндекс.Метрика