О росте популярности виниловых альбомов впервые заговорили около пяти лет назад, когда медленно умирающий формат внезапно получил второе рождение. Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: в 2007-м, например, рост продаж составил 37%, и это на фоне 20-процентного спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок.
Впрочем, винил никогда не сможет потеснить все остальные форматы — это узкая ниша, и доля винила в общем море продаж составляет пару процентов. Но все идет к тому, что постепенно отомрут как раз компакт-диски, а музыка будет существовать в виде "облака" — цифровой библиотеки на удаленном сервере, в которой есть практически все и за доступ к которой нужно платить небольшие деньги. Винил же останется в качестве аудиофильского формата, идеально подходящего для домашнего прослушивания.
Владельцев виниловых проигрывателей с каждым годом становится все больше, а виниловых пластинок — все меньше: каждый коллекционер убежден, что настоящий звук есть только на оригинальных, старых "прессах", а переиздания не могут заменить оригиналов. Поэтому самые убежденные коллекционеры часто покупают несколько копий своих любимых пластинок про запас, ведь желающих все больше, а новых уже никто никогда не напечатает. В результате начинающий коллекционер винила обнаруживает, что старые пластинки могут стоить несколько дороже, чем он ожидал. Forbes выбрал 10 самых дорогих пластинок в истории звукозаписи.
That’ll Be the Day/ In Spite of All the Danger, The Quarrymen $180 000-200 000 Год издания: 1958
Самые дорогие позиции в рейтинге связаны с историей группы The Beatles, пластинки которой коллекционируют больше других. Первое место среди прочих редкостей занимает диск ливерпульской группы The Quarrymen — та самая группа школьных приятелей, созданная Джоном Ленноном, которая через несколько лет превратилась в The Beatles.
Свою первую пластинку The Quarrymen записали 14 июля 1958 года — запись проходила в домашней студии пожилого брюзги Перси Филлипса, владельца единственной студии звукозаписи в Ливерпуле, и обошлась юношам в 17 шиллингов и 6 пенсов. Были записаны две вещи: кавер-версия That'll Be the Day Бадди Холли и собственная In Spite of All the Danger. Изначально The Quarrymen хотели записать инструментал и потом наложить на него несколько дорожек с вокалом, но выяснили, что денег им хватит только на то, чтобы по разу сыграть каждую песню. That'll Be the Day была их единственной худо-бедно отрепетированной вещью. После ее записи Маккартни заявил, что хочет сыграть новую песню, которую не слышали ни Лоув, ни Хантон. Те запротестовали, потребовав хотя бы один раз ее отрепетировать, но тут вмешался владелец студии, заявив, что "за эти деньги вы не можете торчать тут целый день". Так что Леннон сказал Лоуву и Хантону: "Просто играйте вслед за нами" — и запись началась.
Эта довольно странная полуимпровизированная вещь и стала по сути первой записью будущих The Beatles (и, кстати, осталась единственной песней, которую сочинили вдвоем Маккартни и Харрисон). После записи они получили на руки единственную пластинку. Каждый из участников группы по уговору владел ею одну неделю — брат Колина Хантона, например, ставил ее в столовой фирмы, в которой он тогда работал. Потом она досталась Джону Лоуву, который и хранил ее более 25 лет. В 1981 году он выставил ее на аукцион, но продать никому не успел — ее перекупил Маккартни. В том же году Маккартни отпечатал 50 копий этой пластинки, которые раздарил друзьям и родственникам, а в 1995 году оцифрованная копия In Spite of All the Danger вошла в битловскую Anthology 1, перестав быть миражом, смущающим умы битломанов — по крайней мере, теперь ее может послушать каждый.
До сегодняшнего дня сингл The Quarrymen считается самой дорогой пластинкой из существующих на свете. В 2004 году авторитетный журнал The Record Collector, из года в год мониторящий цены на виниловые раритеты, оценил ее стоимость как минимум в $155 000. В дальнейших версиях списка сингл оценивался уже в $200 000. Цена эта условная и к рыночным реалиям отношения не имеет: сингл существует в единственном экземпляре, по-прежнему принадлежит Маккартни и едва ли когда-нибудь поступит в свободную продажу. В то же время каждую из пятидесяти "авторизованных копий" 1981 года оценивают в $15 500.
Double Fantasy, John Lennon $150 000 Год издания: 1980
8 декабря 1980 года Джон Леннон подписал одному из поклонников свой альбом Double Fantasy. Пять часов спустя этот поклонник, держа пластинку под мышкой, застрелил Джона Леннона на выходе из гостиницы Dakota. Пластинку подобрал на месте преступления некий джентльмен, и она стала одной из улик, доказывающих вину Марка Дэвида Чепмена — на конверте остались его отпечатки пальцев. После суда пластинку с благодарственным письмом от прокурора вернули этому джентльмену. Он же, тоже поклонник The Beatles, 19 лет сражался с искушением продать пластинку и сдался в 1999 году. При посредничестве Moments in Time (известной компании по торговле автографами и прочей меморабилией) она была продана анонимному покупателю за $150 000 — именно эта цена пока что является официальной.
Хотя известно, что не так давно альбом снова появился на рынке: все та же компания Moments in Time объявила, что владелец готов расстаться с пластинкой за $600 000. Впрочем, покупатель пока не нашелся. К альбому и конверту с автографом прилагаются все доказательства: свидетельство владельца, благодарственное письмо прокурора, полицейские отчеты и экспертиза, подтверждающая, что отпечатки пальцев на конверте принадлежат Чепмену.
Yesterday and Today, The Beatles $45 000-85 000 Год издания: 1966
Редкая компиляция, выпущенная компанией Capitol Records в 1966 году только для американского и канадского рынк...
https://www.beatles.ru/news/news.asp?news_id=6462