25 лет Свердловскому рок-клубу: юбилей свободы
24/06/2011
Свердловский рок-клуб — общественная и концертная организация, созданная в марте 1986 года, и просуществовавшая до 1991, отмечает юбилей – 25 лет. По такому случаю в Екатеринбурге был презентован документальный фильм о том, как все начиналось. Воспоминаниями о начале эпохи освобождения рок-движения в России с ИТАР-ТАСС-Урал поделился человек, стоявший у истоков Свердловского рок-клуба, писатель, журналист Андрей Матвеев.
Инициаторам организации Свердловского рок-клуба были все участники подпольного рок-движения. А их было не так много – «Трек», «Урфин Джюс», «Отражение», будущие «Наутилусы» и примкнувшие к ним. Те, кто с ними в то время активно взаимодействовал, общался. Бездельники, типа меня. Чтобы понять причину появления рок-клуба, нужно представлять атмосферу, в которой это казалось единственной возможностью для музыканта найти дорогу к своему слушателю.
В начале 1980-х годов в стране уже появилась подпольная аудиозапись, так называемые магнитоальбомы /музыкальные альбомы, любительски выпущенные на магнитофонной ленте – прим. редакции/. Но для любого музыканта огромную роль играет возможность живого общения с публикой – концерт. А они были почти все запрещены.
Весной 1983 года Свердловский горком комсомола впервые провел выездной семинар по проблемам молодежной музыки. В его программе были лекции и совместные выступления групп. Через полгода состоялся второй семинар. Отвечал за них нынешний глава регионального пенсионного фонда, Сергей Дубинкин.
К тому времени уже был опыт создания Ленинградского рок-клуба – он появился в марте 1981 года. Он занимался не только чисто концертной деятельностью, но и организовывал фестивали. Первый из них случился в 1983 году, с тех пор и до закрытия рок-клуба он проводился ежегодно. Именно в то время рок-клуб открыл такие группы, как «Кино», «Алиса», «Телевизор» и другие, ставшие классикой русского рока.
Стало понятно, что такое явление, как «рок-клуб», существует, и что-то нужно с этим делать. Совершенно случайно я попал на второй фестиваль Ленинградского рок-клуба в мае 84 года, и на меня это произвело колоссальное впечатление. Тогда в Питер ездили многие и было понятно, что надо что-то делать.
Главным инициатором создания Свердловского рок-клуба стал Николай Грахов /первый президент рок-клуба, ныне руководитель радио медиахолдинга – прим. редакции/. Со своей неуемной энергией, определенным образом структурированным мышлением и, видимо, с научной методологией /он тогда был аспирантом и писал диссертацию на физтехе/, он попытался вывести рок-клуб на поверхность.
Мы пытались выходить на официальный уровень. Зимой 1985 года, например, меня отправили в Питер, в командировку в Ленинградский рок-клуб. В основном, я общался с Борисом Гребенщиковым и компанией, но в рок-клубе взял какие-то их наработки, привез сюда. Но Екатеринбург – тогда еще Свердловск – отличался от Питера. Это город с другой властью, с другим менталитетом. Может быть, поэтому мы не сразу организовали клуб, подобный питерскому.
Началась смена времен. К власти пришел Михаил Горбачев. Не скажу, что сразу все стало меняться, но к 1986 году уже чувствовались подвижки и вот, в марте 1986 года на площадке ДК им. Свердлова появился Свердловский рок-клуб…
Формальная история создания клуба не так интересна – самое любопытное было как раз в период андеграунда, до 1986 года. Рок-клуб стал просто официальной площадкой для выступлений. С его появлением атмосфера, конечно, не пропала – она просто стала другой. Мы все взрослели. Началась другая эпоха. Кто-то пошел дальше, кто-то остался на прежнем этапе…
Любой рок-клуб – это порождение тоталитарной системы на пороге ее издыхания. Система понимает, что накапливается энергия, и нужно приоткрыть клапан, чтобы она вышла. Рок-клуб – это своеобразное гетто, небольшая площадка, на которой играют хорошие – а в большинстве своем напротив, не очень хорошие – группы. Социальный эффект был таким – появилась свободная трибуна, возможность свободно, не на кухне, излагать свои мысли.
До этого нельзя было все и во всех сферах, не только в музыке – в литературе, в живописи, в любом из искусств. В Свердловске работала, например, масса художников, которые нигде не выставлялись. Мы все вынужденно жили в андеграунде. Даже на площадку Свердловского рок-клуба, когда он появился, приходили не только музыканты. Там регулярно появлялся Алексей Балабанов /кинорежиссер, сценарист, родился в Свердловске – прим. редакции/, Владимир Хотиненко /режиссер, народный артист России – прим. редакции/. Тут же устраивались и поэтические вечера – чтение стихов москвича Александра Еременко, например, одного из самых интересных русских поэтов. Это было естественно. Клуб выполнял свою функцию, пока вожжи не ослабились совсем, и те, кто что-то значил, что-то стоил, начали полноценно гастролировать – «Наутилус Помпилиус» с 1987 года, «Чайф» чуть позже…
Хорошее такое было время, забавное. Но для меня самое интересное в клубе было все, связанное с его открытием. Потому что со стороны Грахова – это было подвигом. И когда «Наутилус» писал «Неведимку» в квартире на улице Белинского – это тоже был подвиг. И когда в 1986 они же записывали легендарную «Разлуку» – это был подвиг вдвойне, потому что никто еще не знал, что эта махина куда-то двинется. То, что в Свердловске люди позволяли себе, наплевав на все, заниматься такими вещами – было подвигом.
http://www.tass-ural.ru/psychology/25_let_sverdlovskomu_rok_klubu_yubiley_svobody.html