Василий Шумов («Центр»):
"На мой взгляд, Боуи в первую очередь — это трендсеттер. Он на протяжении всей своей творческой жизни держал руку на пульсе последних веяний и писков в музыке, моде, искусстве, которые моментально отражал в своем творчестве.
Благодаря этому весь мир открыл для себя самые разнообразные стили и направления, которые без Боуи могли бы остаться маргинальными. Например, после берлинского периода Боуи 1970-х годов мы узнали, что такое краутрок. Теперь краутрок — это уважаемый, влиятельный и хорошо изученный стиль немецкой рок-музыки 1960–1970-х годов. Если бы не Боуи и его три берлинских альбома, то неизвестно, что было бы с краутроком сегодня в плане всемирного признания!
Впервые ко мне в руки попали два альбома Боуи, когда я учился в школе. Это были Pin Ups (1973) и Diamond Dogs (1974). Я ничего не знал тогда о Боуи, но оба эти альбома мне сразу очень понравились и нравятся до сих пор. В силу недостатка информации в СССР я не сразу понял, что альбом Pin Ups — это сборник каверов, а Diamond Dogs — это первый альбом после знаменитого периода, который в творчестве Боуи обозначен как Spiders from Mars. Бывало, что я, услышав треки с Pin Ups в оригинальном исполнении The Who, Pink Floyd, The Kinks, Yardbirgs, думал, что они исполняют Боуи. Что вызывало интерес узнать про эти группы больше.
К моему большому сожалению, Боуи мало повлиял на нашу поп-культуру, в которой доминирует стремление к более низкопробным, вульгарным, пустым, кабацким, вторичным ориентирам. Посмотрите на ведущих представителей нашей эстрады сегодня, вчера, позавчера, — там влияние Боуи равно нулю! Я не говорю о редких примерах удачного его влияния на питерские подпольные группы середины 1980-х годов — например, «Аквариум».
Лично мне творчество Боуи помогло вот чем. Когда у меня было ощущение, что хороший артист старается не повторяться, всегда ищет новые формы выражения, что его альбомы не похожи один на другой, то у Боуи я находил поддержку, глядя на то, что он делает. У него практически каждый новый альбом заметно отличается от предыдущего по стилю, содержанию, концепции и сценическому образу.
Я не знаю больше никого, кто делал бы авангардный и экспериментальный рок в течение последних 50 лет и при этом продал бы миллионы альбомов, собирал стадионы и был всемирной рок-звездой уровня Боуи." |