Прошло полвека, но они до сих пор звучат невероятно мощно.
Многие меломаны считают 60-е золотым веком популярной музыки, когда она, казалось бы, была близка к тому, чтобы навсегда изменить мир. Распад The Beatles в 1970 году стал для многих крушением надежд, однако тот же 1970-й стал годом выхода на большую сцену или развития других не менее достойных коллективов и исполнителей. Вспоминаем некоторые культовые альбомы, отмечающие в этом году полувековой юбилей.
The Beatles - Let It Be
Проект, первоначально названный «Get Back», должен был ознаменовать возвращение группы к корням и «живым» выступлениям – но лишь продемонстрировал, что группа очень долго не играла вживую. «Честный» альбом обзавелся многочисленными наложениями, а проект, намерением которого было открыть у The Beatles второе дыхание, закончился многочисленными спорами и судебным иском, похоронившим надежды на новый альбом ливерпульской четверки.
«Впервые мы не хотели иметь дело с альбомом, созданным нами» , – вспоминал Джон Леннон об итогах тех сессий, но на выпущенной в конце концов пластинке оказалось немало хорошего. Пол Маккартни подтвердил репутацию автора незабываемых песен, сочинив заглавную песню и «The Long And Winding Road», вкладом Джона стали абсурдная «Dig A Pony» и «Across The Universe», которую он, впрочем, называл плохой записью великой песни, одна из композиций Джорджа впоследствии дала название его мемуарной книге – и только Ринго впервые со времен «A Hard Day’s Night» оказался всего лишь барабанщиком. И, пожалуй, это говорит о настроении проекта больше, чем что-либо еще.
Simon & Garfunkel - «Bridge Over Troubled Water»
1970 год стал финальным и для другой великой группы – точнее, дуэта, – без которого невозможно представить себе музыку 60-х. Альбом, по традиции почти целиком написанный Полом Саймоном, записывался в непростых условиях: Арт Гарфанкел наслаждался работой над фильмом «Уловка-22» и был готов сосредоточиться на работе в кино, а самому Саймону было явно тесно в рамках фолк-поп-дуэта. Как бы там ни было, получивший смешанные отзывы альбом впоследствии был признан классикой стиля. Заглавный номер, берущий начало в музыке госпел, впоследствии перепевали решительно все, от Элвиса Пресли до Ареты Франклин, «Cecilia» стала ярчайшим воплощением радостной стороны творчества обычно меланхоличного Саймона, а «El Condor Pasa» на полтора десятилетия предвосхитила его эксперименты с этнической музыкой. Дальше у Саймона и Гарфанкела будет несколько попыток воссоединения, реюнион-туры, волшебный концерт в Центральном парке Нью-Йорка, но творческая история дуэта закончится именно в 1970-м.
Crosby Stills Nash & Young - «Deja vu»
Записывая то, что станет их последним альбомом, Саймон и Гарфанкел отказались от множества предложений о выступлениях, включая знаменитый фестиваль «Вудсток». Своего рода заменой им стала супергруппа, чье выступление было всего лишь вторым по счету – но именно Кросби, Стиллз, Нэш и Янг стали одним из ярчайших его открытий. Второй их альбом, записанный вскоре после этого, также стал классикой рок-музыки, а песня «Woodstock» – своего рода символом фестиваля. «Teach Your Children» украсила финал столь же очаровательного фильма «Мелоди» о любви двух подростков, а «Helpless» оказалась одним из первых суперхитов неукротимого Нила Янга, чья карьера продолжается до сих пор.
Deep Purple - «In Rock»
1970 год стал переломным и для еще одной группы, золотой век которой придет в новом десятилетии. Выпустив три альбома утяжеленного прогрессив-рока в духе Vanilla Fudge и выступив в «Альберт-Холле» с концертом для группы и оркестра, Deep Purple задумались о смене стиля и осуществили его с блеском, который, кажется, не удалось превзойти еще никому. Говорят, что осознание дальнейшего пути пришло к ним после знакомства с первыми альбомами Led Zeppelin – но стиль «темно-лиловых» так же сильно отличался от коллег по цеху, как собственные альбомы Led Zeppelin от записей Cream или близких по духу Iron Butterfly. Положив в основу мастерство импровизации каждого из четырех инструменталистов, классическую школу органной игры Джона Лорда и захватывающие риффы Ричи Блэкмора, группа создала ни на что не похожую смесь джаза, рока и классической музыки, которая и остается ее отличительной чертой вплоть до сего дня.
Andrew Lloyd Webber & Tim Rice - «Jesus Christ Superstar»
В том же 1970-м вокалист Deep Purple Иэн Гиллан принял участие в проекте, оказавшемся самым успешным в его карьере за пределами группы. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте» , – говорил в интервью автор либретто к рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда» Тим Райс. Представители церкви были явно с ним не согласны, однако значение этой записи, ближе всех подошедшей к определению рок-оперы именно как оперы в стиле рок, переоценить невозможно. Пригласив на главные роли Иэна Гиллана и ряд других менее известных исполнителей, Уэббер и Райс сорвали банк и создали уникальное произведение, известность которого не ограничивается одной-двумя запоминающимися мелодиями. А в СССР знакомство с отнюдь не ортодоксальной историей жизни Христа имела последствия и вовсе неожиданные. «Я лично знал молодых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения» , – вспоминал лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов.
Led Zeppelin - «Led Zeppelin III»
Сами Led Zeppelin в 1970-м оказались в непростой ситуации: после двух альбомов громоподобного рока на блюзовой основе подборка полуакустических номеро...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2655