«Я очень люблю музыку «Битлз», хотелось бы в вашем журнале увидеть публикацию об этой легендарной четверке».
Ю. Бочкарева, г. Оренбург
В знаменитом музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне появляются и бесследно исчезают скульптуры президентов, премьер-министров, знаменитых бандитов, кинозвезд, лидеров поп-музыки, видных представителей культуры. Одни «прописываются» в его залах навечно, других, когда на их прообразы проходит мода, выносят из музея. Изображение «Битлз» стоит там непоколебимо. «Четырехголовый Орфей», как назвал «Битлз» великий Бернстайн, продолжает существование не только в музее, хотя ансамбль, как известно, распался, члены его разбрелись, можно сказать, по белу свету, а один даже убит. «Битлз» — это особое явление, феномен — политический, социальный, психологический, человеческий, музыкальный, наконец. Где их истоки?
Ироничному мудрецу Вольтеру приписывают высказывание: «Если бы бога не было, его бы пришлось выдумать».
И время выдумало «Битлз». В одном из своих стихотворений Маяковский писал об улице, которая корчится безъязыкая, ибо ей нечем разговаривать. Я думаю, что безъязыкая улица— молодежная улица Запада, корчилась в судорогах, не способная заявить о себе, поднять свой голос.
Потому-то битлзы, чутко уловившие эти настроения, стали явлением не только музыкальным, а социальным и в дальнейшем даже политическим.
Что больше всего отталкивало от них современников? Причем не однолеток, а современников в более широком понимании. Отталкивали, шокировали их музыка и внешний вид. Но бог ты мой, какими пай-мальчиками выглядят сейчас они на фоне рок-музыкантов, и не только западных, но и наших, советских. Их черные, суженные брючки, их аккуратные стрижки, которыми сейчас щеголяют в лучшем случае отпущенные на побывку солдаты. Какими мелодичными, наивными, чуть ли не пасторальными выглядят их песни на фоне какофонии современных рок-групп, оснащенных такой техникой, какая битлзам и не снилась.
В то время мало обращали внимания на то, что поют битлзы. Беспокоились по поводу того, как они одеты. А вот что они поют, об этом мало задумывались! И лишь со временем, когда они стали менее популярны, когда люди стали искать более острых музыкальных ощущений, вот тогда, чтобы дать отдохновение слуху, начали включать их мелодии, вслушиваться в их песни. И оказалось, они поют очень хорошие вещи.
Слова и музыка «Битлз» — это пример высокого искусства бардов. И, кстати, именно в этом секрет их долговечности. Мне кажется, что их будут все время открывать по-новому, с разных сторон, к ним будут постоянно возвращаться, как к настоящему искусству. Не случайно их песни взяты на вооружение антивоенным движением в Соединенных Штатах, а знаменитая «Дайте миру шанс» стала гимном всех миролюбивых сил.
С другой стороны, как выяснилось, музыка битлзов очень мелодична, глубоко полифонична и содержательна. Ее исполняют, правда, в соответствующей переработке, крупные певцы самого различного направления, начиная от таких королей блюза, как Элла Фитцджеральд, и кончая классическими оперными певцами, такими, как Пласидо Доминго. Это не случайно. Значит, в самой мускулатуре их музыкальных фраз заключалась притягательная сила.
И недаром Леонард Бернстайн, аранжируя некоторые песенки «Битлз», создает интересные симфонические композиции. Значит, это музыка глубокая. То же самое можно сказать, повторяю, и о тексте, о содержании песен.
В одном из последних интервью Леннон вспоминает о своих спорах с Бобом Диланом. «Дилан вечно говорил мне: «Прислушивайся к словам, парень». Я отвечал: «Не могу я прислушиваться к словам, я прислушиваюсь к звучанию». Затем я переломил себя, стал уважать слово». И последние песни к Леннона стали примером гражданской бардовской поэзии и музыки.
А последние песни Маккартни — явление высокой любовной лирики. Скажем, такое его произведение. как «Вчера», является, я считаю, одним из шедевров любовной лирики. А «Революцию» Леннона знатоки причисляют к произведениям гражданского музыкального эпоса, в чем-то схожим с песенками Беранже.
Ансамбль появился именно тогда, когда возникла и заявила о себе поп-культура: в начале 60-х годов. Начало мини-юбок, послевоенного молодежного бума и т. д. и т п. Они были не просто детьми, а детьми своего времени. И это надо помнить. Боб Дилан, впервые услышав «Битлз», сочинил балладу, в которой были такие слова:
Определенная линия.
Вы по какую от нее сторону?
Родители пытались ставить пределы.
Дети хотели все...
И битлзы сказали им: «Берите!»
Боб Дилан правильно почувствовал эту миссию битлзов, которые сказали молодежи: «Берите!» А что, собственно говоря, берите? Имелось в виду многое: и материальные ценности, и духовные богатства. Но берите не без разбора, а то, что вы можете взять с собой в будущее. Но притом, что они сами невольно оказались узниками длинною доллара, западных условностей, благополучия, тем не менее они. конечно, были бунтарями. Стихийными, но бунтарями. И уйти от этого невозможно.
Если их первые песенки были очень просты, как мычание бычков- «йе-йе», то потом в них начинают звучать сложные социальные мотивы, которые с лёта на слух не воспримешь, их надо прочитывать. Как у Высоцкого, между прочим, есть песни, которые люди бездумно поют, думая, что поют какую-то полублатную песню, а когда начинаешь вдумываться, то понимаешь, что речь идет о философском стихотворении или философской балладе.
Поскольку ансамбль «Битлз» состоял из четверки музыкантов, то справедливости ради надо отдать должное и двум другим его членам — Ринго Старру и Джорджу Харрисону. Разумеется, ни тот. ни другой не поднимались до таких музыкальных и литературных высот. как Леннон...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2525