«МЕЛОДИЯ» И ДВА МАККАРТНИ
Пол Маккартни: «Снова в СССР»
Не стыке минувшего и текущего годов филофонисты тоже дождались праздника — посвященного Советскому Союзу диска Пола Маккартни. Хотя его ждали еще в сентябре, но, как говорится, лучше позже, чем никогда...
Итак, на белом бумажном листе в «светлое будущее» стреляет красная звезда, на фоне которой Пол Маккартни декларирует нам приглашение «Снова в СССР». Что ж, рок-н-ролл — тоже дитя пятидесятых годов, как и идеи, провозглашавшиеся у нас в то время. Автор конверта пластинки Майкл Росс на пятерку изучил образцы наглядной агитации «Пролеткульта».
Не берясь повторять те истины, которые отпечатаны на другой стороне конверта, скажу, что в пластинке отражается вся эволюция рок-н- ролла. Здесь и «Kansas City», «Lucille», и классика «ритм энд блюз» — «Lawdy, Miss Clawdy», «Bring It On Home To Me», и интеллектуальный рок-н-ролл из репертуара Элвиса Пресли, наконец, «Don't Get Around Much Anymore» Дюка Эллингтона, ранее слышанный в транскрипции для гитар. Этот спонтанно записанный диск отличается динамикой, большой экспрессией, прекрасной сыгранностью музыкантов, помогавших Полу Маккартни (Мик Грин — гитара, Мик Галахер — фортепиано, Ник Гарви — бас, Крис Уиттен и Генри Спинетти — ударные). Хотя во всех пластинках П. Маккартни ощущается профессионализм, это, однако, результат долгой и кропотливой шлифовки. Диск, о котором идет речь, фиксирует момент легкой «шалости», игры в свое удовольствие, особенно заметных в композициях «Crackin'Up» и «Kansas City». Этот факт подтверждают простенькие соло-импровизации фортепиано и гитары, приподнятое настроение, пульсирующее ритмами от самого первого до последнего аккорда.
Итак, в пластинке есть все, за исключением прекрасного блюза Джорджа Гершвина «Summertime» и нетрадиционною рок-н-ролла Фетса Домина «I’m Gonna Be A Wheel Some Day». Правда, эти две композиции записаны на другой пластинке «Мелодии», также названной «Снова в СССР», ее тоже напел П. Маккартни. Почему фирма позволяет себе выпускать две одинаковые пластинки, в одной из которых не хватает двух песен, остается лишь гадать. Возможно, это та же давняя политика привилегий: одним нужен весь альбом, другим хватит и столько... Кроме того, надо сказать, что и сам П. Маккартни, видимо, ощущает спад, ибо после широко прозвучавшего альбома «Pipes Of Peace» (1983), не считая нескольких дуэтов с другими вокалистами, альбомы «Give Му Regards То Broad Street» (1984) и «Press То Play» (1986) не отличаются той мелодичностью, поэтичностью, разнообразием тем, которыми П. Маккартни раньше славился.
Несколько слов о качестве записи. Конечно, каждый исполнитель мечтает о совершенных записях. Однако в данном случае, хотя пластинка записана способом «диджитал», в ней не раскрывается обычно довольно широкая тембровая и динамическая шкала инструментов, ибо сама традиция рок-н-ролла требует лишь яркого вокала и ритма, сконцентрированного в узкой гармонии. Когда все это звучание, да еще с «уменьшенным» басом, переносится на вообще некачественный диск «Мелодии», «вылезают» шумы, довольно сильный фон. Так что здесь ни сам принцип «диджитал», ни повышенная цена пластинки не удовлетворяют.
Очередной раз кладу пластинку на проигрыватель, и комнату заполняет энергичный рок-н-ролл. Так же энергично кружатся в голове мысли, довольно фантастические, хотя и реальные. Нет, я не предлагаю возродить в Каунасе фабрику пластинок. Я не сомневаюсь, что это должен быть завод компактных дисков, славящий песенную республику и зарабатывающий для нее валюту. Издавна Литва славилась песнями. Теперь она славится и солистами, дирижерами, оркестрами, джазменами. Наши композиторы, и молодые, и постарше, создают новейшую музыку, отмеченную высшим классом качества. Им не уступают создатели точных станков, телевизоров, компьютеров. Если эстонцы собираются производить проигрыватели компактных дисков, не стоит ли подумать, что с ними делать?
А. ФОКАС.
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2500