Часть 2
Being For the Benefit Of Мг. Kite
Когда Джон сыграл эту песню Джорджу Мартину под аккомпанемент акустической гитары и сказал, что хочет передать в ней "ярмарочный дух", стало ясно, что гитары тут явно недостаточно. Начались поиски подходящего звучания — нужно было что-то детское, "мультяшное". Джону нравился саунд детской программы The Magic Round about, Джордж Мартин вспоминал маленькие органы из диснеевских мультиков. В конце концов ассоциативная цепь "ярмарка-карусели" (а карусели в то время были паровыми) привела к мысли о паровом органе (Calliope) - были в те времена такие инструменты. По причине крайней громоздкости и неудобства в использовании от этой идеи пришлось отказаться, и в ход пошла фонотека Abbey Road, где были записи паровых органов, но были они в основном военными маршами. Поэтому в конце концов Джордж Мартин решил записать специальный "подкладочный", эффектовый органный трек, на котором звучали бы все доступные органы и органоподобные инструменты. В ход пошли и Хармониум - огромный орган, стоявший на студии Abbey Road, и Хаммонд, и орган Лоури (Lawrey organ) и даже басовая гармоника, на которой играл Мэл Эванс — туровый менеджер "Битлз".
Еще на одну хитрость пришлось пойти во время записи органного проигрыша после фразы "And of course, Henry the Horse dances the waltz", который исполнял Джордж Мартин на том самом студийном Хармониуме. Требовалась бесконечная секвенция, которая переносила бы слушателя в мир скачущих карусельных лошадок. Оказалось, что сыграть эту фразу с нужной скоростью не удается, поэтому Джордж Мартин уменьшил скорость протяжки ленты вдвое и сыграл ее в два раза медленнее и на октаву ниже. Затем вернули обычную скорость, и оказалось, что трюк сработал - все зазвучало как надо.
Тем не менее ярмарочной атмосферы без парового органа так и не получалось... После некоторых раздумий Джордж Мартин дал указание нарезать одну из студийных лент с записями маршей, исполняемых на паровом органе, на куски длиной дюймов по 15, хаотически перемешать и склеить снова. Вышло довольно хаотичное произведение, в котором невозможно было различить первоначальные мотивы, зато безошибочно узнавался паровой орган. И это было то, что завершило создание той самой ярмарочной атмосферы. В остальном запись происходила в обычном рабочем режиме. Сначала, на первую ленту, записали основу песни:
- трек 1 - бас-гитара, Пол
- трек 2 - вокал, Джон
- трек 3 - ударные, Ринго
- трек 4 - Хармониум, Джордж Мартин.
Потом, как обычно, было сделано промежуточное сведение на новую ленту. На дорожку 1 - бас и Хармониум, на дорожку 2 - ударные. Вокал решили переписать и записали его на дорожку 4. А на третью дорожку попали все эти ярмарочные органные звуки, причем некоторые переписывались с изменением скорости протяжки. Потом на свободные места, которые еще оставались на дорожке с вокалом, дописали органные заполнения, и на этом запись песни закончилась.
Within You, Without You
Эта песня - целиком детище Джорджа Харрисона, плод его сближения с индийской культурой и трансцендентальных размышлений. Она настолько отличается от остальных песен "Битлз", что Джон, Пол и Ринго участия в записи не принимали. Над песней работали два Джорджа: Харрисон и Мартин, группа индийских музыкантов и струнная группа симфонического оркестра. Идея заключалась в том, чтобы соединить в этой записи индийскую и классическую европейскую музыкальную культуру. Кроме того, Джордж Харрисон хотел, чтобы песня звучала в соответствии с ведическими традициями, а это означало, что голос и дилруба должны звучать в унисон. Сначала записали индийских музыкантов. На пленке это выглядело так:
- трек 1 - тамбора (Tamboura drone)
- трек 2 - табла - перкуссивный индийский инструмент и свордмандел (Swordmandel) - струнный инструмент, на котором играют медиатором, типа русских гуслей.
- треки 3 и 4- дилруба, повторяющая мелодию.
Потом пришла очередь следующей ленты. На дорожку 1 смикшировали таблы и тамборы, на дорожку 2 - дилрубу. На дорожку 4 записали вокал Джорджа, а в тех местах, где он не пел, ситар в его же исполнении. Дорожку 3 оставили для струнной секции. Для ее записи пригласили лучших классических музыкантов под руководством Эриха Грюнберга: восемь скрипок и две виолончели. Тем не менее пришлось сделать немалое количество дублей, прежде чем удалось добиться желаемого результата - у классических музыкантов возникли сложности в средней части композиции, где размер менялся с 4/4 на 5/4 и ускорялся темп. Справедливости ради надо отметить, что до этого были проблемы с индийскими музыкантами - они не понимали европейской системы нотации и Джордж Харрисон напевал им их партии или наигрывал на ситаре. Все это потребовало трех с половиной часов на сведение, и композиция была завершена.
Комментарий Джорджа Мартина: Within You, Without You на огромное расстояние отстоит от нормальной западной поп-песни. Она не содержит гармонической структуры, аккордов и модуляций, как это принято в западной музыке. Здесь есть только тамбора дрон, дающая нам чувство тональности, и табла, дающая чувство ритма, а увенчивают все это дилруба и вокальная линия - вот и вся композиция. В индийской классической музыке голос считается первичным, первоначальным инструментом и вся музыка, соответствующая ведическим традициям, начинается с голоса, за которым следуют все остальные инструменты, копирующие его партию. Отклонения от этой концепции и смена ролей совершенно невозможны. Поэтому в Within You, Without You все инструменты играют в унисон, включая виолончели, звучащие на октаву ниже дилрубы. Без струнных эта песня звучала бы слишком по-индийски.
When I’m Sixty-Four
Это не совсем битловская песня. Ее сочинил Пол, а остальные "Битлз" почти не принимали в ней участия. Партитуру для двух кларнетов и бас-кларнета написал Джордж Мартин. Запись началась с того, что на одну дорожку прописали Пола, поющего и аккомпанирующ...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2385