Музыка оказывает на некоторых людей настолько сильное эмоциональное воздействие, что его можно сравнить с сексом. Каким образом хорошая песня так берет за душу и так волнует тело, попытался разобраться корреспондент BBC Future.
Порой музыка поражает вас как удар молнии. "Это случилось, когда я училась на третьем курсе. В тот день я была в комнате у подруги, - вспоминает Сайки Луи. - По радио зазвучал 2-й фортепьянный концерт Рахманинова, и музыка мгновенно захватила меня". По ее спине пробежал холодок озноба, она почувствовала дрожь в животе, сердце бешено колотилось – музыкальные аккорды и сегодня вызывают у нее волну тех же ощущений. "Журчащая плавность и гармонические переливы мелодии во второй части всегда так влияют на меня", - признается она.
Луи – незаурядная пианистка и скрипачка, однако не обязательно быть специалистом, чтобы ваши чувства наэлектризовались под воздействием музыкального произведения. Это может произойти с кем угодно, где угодно и когда угодно – в соборе, в торговом центре, на свадьбе или в метро. Вам могут быть знакомы эти физические ощущения, когда вас то бросает в холод, то вы вдруг чувствуете покалывание, однако некоторые люди испытывают эти чувства настолько остро, что называют их "кожным оргазмом" .
"Эстетическое переживание может быть таким интенсивным, что вы уже не способны ни на что другое", - говорит Луи. Как правило, мы реагируем подобным образом на такие вещи, которые либо обеспечивают наше выживание, либо угрожают ему – на пищу, воспроизводство потомства, а с другой стороны - на стремительный рывок вниз на американских горках. Как может музыка, которую трудно отнести к явлениям на грани жизни и смерти, оказывать на разум и тело почти столь же мощное воздействие, как секс?
Через много лет после бурного романа с концертом Рахманинова Луи стала доцентом кафедры психологии в Уэслианском университете и не так давно обобщила имеющиеся к нынешнему времени данные и теории, объясняющие это явление, в статье, написанной в соавторстве с ее студентом Люком Харрисоном. Ощущения могут быть чрезвычайно разнообразными и не ограничиваются одним лишь трепетом, о котором обычно говорят испытавшие их люди.
Опрос, проведенный в 1991 году среди профессиональных музыкантов и не музыкантов, показал, например, что почти половина респондентов испытывала дрожь, покраснение кожи, выделение пота и сексуальное возбуждение в качестве ответной реакции на любимые произведения. Участники опроса упоминали и знакомое ощущение холодка, пробегающего по позвоночнику. Столь разнообразные и сильные переживания могут, вероятно, объяснить происхождение "кожного оргазма", ведь и в самом деле многие культуры открыто признают сходство этих явлений. Суфии в Северной Индии и Пакистане издавна вели речь об эротической составляющей глубокого погружения в музыку.
Тем не менее, Луи и Харрисон предпочитают использовать термин "трепет" (от сладкого предвкушения), поскольку он позволяет участникам их экспериментов избегать смущающих параллелей при рассказах о том, что они испытывают. Как заметила сама Луи в случае с концертом Рахманинова, люди очень часто оказываются способны определить те конкретные элементы, которые вызывают всплеск описанных ощущений.
Отталкиваясь от свидетельств респондентов, исследователи смогли четко выделить те черты, которые с наибольшей степенью вероятности могут вызывать различные ощущения, сопутствующие музыкальному трепету. Эти внезапные изменения в гармоническом ладе, динамические скачки (от тихого к громкому), мелодические апподжиатуры (то есть диссонирующие ноты, как в песне Адель Someone Like You ), судя по всему, обладают особой силой воздействия.
"Музыкальный трепет выявляет психологические изменения, заключенные в определенном фрагменте музыки", - говорит Луи. Составленный нами плей-лист в YouTube содержит песни, которые чаще других вызывали чувство "кожного оргазма" у людей, участвовавших в лабораторных опытах. Предлагая испытуемым послушать их любимые произведения, когда они находятся в функциональном магниторезонансном томографе, нейрофизиологи смогли затем установить и зафиксировать на схеме те отделы мозга, которые реагируют на произведения, вызывающие холодок озноба. Это позволило ученым составить диаграммы некоторых механизмов , которые могут соответствовать этому явлению.
Сладостное предвкушение
Существует некая важная составляющая в том, как мозг отслеживает наши ожидания, говорит Луи. С самого момента нашего рождения (а возможно, и до него), мы начинаем усваивать определенные правила, по которым пишется музыка к песням.
Если произведение слишком буквально следует общепринятым приемам композиции, оно получается бесцветным и не привлекает нашего внимания. Если автор музыки слишком уж нарушает каноны, то его творение будет восприниматься скорее как неприятный шум.
Однако в тех случаях, когда композиторам удается удачно балансировать на грани между знакомым и неизвестным, играть на ожиданиях слушателя, используя непредсказуемые краски (такие, как те же апподжиатуры или смены гармонических интервалов), они попадают в ту точку удовольствия, которая приятно возбуждает кору мозга, а это, в свою очередь, порождает трепет наслаждения.
Обманутые ожидания, например, раздражают (хотя и деликатно) автоматическую (вегетативную) нервную систему. Это вызывает сердцебиение, задержки дыхания, прилив крови к кожным покровам, что и сигнализирует о начале приступа трепета наслаждения. Более того, предчувствие, обман и реализация наших ожиданий приводят к высвобождению дофамина, гормона, вызывающего чувство удовольствия или удовлетворения.
Выделение дофамина происходит незадолго до возникновения трепета и сразу после него. Такие реакции наблюдаются у людей, когда они принимают наркотики или занимаются сексом. Вероятно, этим можно объяснить, почему песни, вызывающие трепет, так привязчивы, говорит Луи.
Нечто похожее продемонстрировал фармаколог Аврам Голдстайн из Стэнфордско...
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2356