Beatles.ru / ПериодикаПоследние новости, статьи, периодика, анонсы предстоящих событий.http://www.beatles.ru/books/papers_whatsnew.aspruПреданные поклонники подарили Маккартни балалайкуhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2508http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2508Стогова ЕвгенияПериодикаПол Маккартни - концерт в Москве (2003/05/24)Все записиTue, 23 May 2017 21:00:00 GMT +0300

Четырнадцать лет назад, 24 мая 2003 года, свой первый и пока единственный концерт на Красной площади дал легендарный музыкант, один из основателей группы The Beatles сэр Пол Маккартни. О том знаменательном событии «ВМ» рассказал председатель российского фан-клуба группы и основатель отечественного сайта поклонников битлов Алексей Богаевский. Алексей был на самом выступлении, а также на пресс-конференции музыканта. — Никому не понять моих эмоций, — говорит поклонник. — Тогда времена были другие, и представить на Красной площади сэра Пола можно было разве что в самых отчаянных мечтах. У нашего фан-клуба в честь этого радостного события был подготовлен подарок для Маккартни — большая балалайка, переделанная под левую руку. И под самый конец конференции, после многочисленных вопросов журналистов, мы все-таки смогли пробиться к нему и вручить наш презент. По словам Богаевского, в кадрах британского фильма «Пол Маккартни на Красной площади» можно различить, как легенда битлов идет по улице, неся на плече футляр с русской балалайкой. — Сэр Пол настолько любил своих поклонников, что сам в последний момент передвинул фан-зону прямо под сцену, — вспоминает Алексей. — Изначально места в первых рядах были забронированы для толстосумов. Но когда Маккартни увидел план зала, он пришел в ужас и заявил, что такая аудитория равнодушная, и никакого удовольствия от выступления он не получит. По личной просьбе музыканта в фан-зону собрали самых активных его российских поклонников. За трехчасовой концерт легенда британской музыки исполнил около сорока песен, а на бис — по просьбе поклонников — Yesterday и Back in the USSR. Кстати, президент России Владимир Путин присутствовал на концерте Маккартни.

]]>
"Битлз" и "Стар-клуб": по гамбургскому счётуhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2484http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2484Терпиловский ФедорПериодикаБитлз - ранние годы...Все записиSat, 15 Apr 2017 21:00:00 GMT +0300

Как же мы любим круглые даты и юбилеи! Иногда мы и сами придумываем даты и даже грандиозные события, которые потом к этим датам и привязываем. Но в реалиях сложно даже в самых подробных хрониках разыскать тот переломный момент или день, когда некое событие круто меняет сам ход истории. Так, 13 апреля 1962 года, то есть 55 лет тому назад, открытие гамбургского «Стар-клуба» распахнуло двери развитию всей современной музыки… Именно здесь переплелись пути и дороги таких суперзвёзд современности, как Джимми Хендрикс, Джефф Линн и Кейт Эмерсон, Элвин Ли и Гэри Брукер, Ричи Блэкмор и Эрик Клэптон. А все они пошли по стопам «Битлз», которые первыми проложили путь на эту «землю обетованную» для музыкантов 60-х… «Особый интерес к Гамбургу как музыкальному центру был в том, что здесь всё сошлось в нужное время и с нужными людьми», - Тони Шеридан Прославленная ливерпульская четвёрка «Битлз» в том виде, как мы её знаем, как ни странно, возникла не в Ливерпуле, а в Гамбурге. Именно там всё начиналось… Уже к концу 50-х Гамбург окончательно восстал из послевоенных руин, кстати, некогда разрушенный именно налётами британской авиации. Тогда как Англия (и Ливерпуль в частности) ещё долго восстанавливалась. В Англии рок-н-ролл воспринимался как очередная модная волна из США, вполне логично идущая вслед за ритм-энд-блюзом и джазом. В Германии же молодёжь воспринимала новую музыку даже с гораздо большим чувством и энтузиазмом, чем их английские современники, к тому же была готова за это платить намного больше. Тони Шеридан, хоть и британец, но ставший суперзвездой именно в Гамбурге, поделился таким впечатлением: «Здесь нас воспринимали совсем иначе, чем в Англии. Тут ты видел и понимал, что несёшь людям радость. И получаешь за это хорошие деньги». И со свойственной ему «прикольностью» добавил: «Ведь при Гитлере здесь не было рок-н-ролла». Молодое поколение немцев, постепенно сбрасывающее тёмное нацистское наследие, особенно в культуре, наконец-то услышало в рок-н-ролле музыку нового времени. Музыку свою, не имеющую ничего общего с недавним прошлым. А постепенно набирающий ход локомотив немецкой экономики уже обеспечивал своих юных пассажиров небольшим количеством карманных денег, вполне достаточным для покупки пластинок, радиоприёмников, посещений недорогих клубов, чего не могло себе позволить большинство их английских сверстников. Немецкие группы, играющие рок-н-ролл, стали появляться здесь так же быстро, как и на Британских островах. Но уж слишком очевидна была их неуклюжесть в английских текстах, в умении держать ритм да и во многом другом. А на немецком языке рок-н-ролл как-то совсем не звучал. Собственно это и стало одной из причин возникновения первой волны приглашений британских музыкантов в Гамбург, когда спонсоры клубов Бруно Кошмидера были настолько недовольны плохим звучанием немецких групп в его клубе «Кайзеркеллер», что пригрозили ему лишить своей финансовой поддержки. Это и заставило Бруно в поисках поющих британцев отправиться в Англию. NOTA BENE. Знаменитые слова «мах шау» (делай шоу) Кошмидера, что он требовал от «Битлз» в их первый приезд в Гамбург, объяснялись очень просто. Например, словами Тони Шеридана: «Кошмидер меньше всего искал ансамбли, которые могли делать действительно хорошую музыку. Ему были нужны ребята, понимающие толк в шоу. Вот и от нас они ждали, что мы предложим им нечто подобное». Но время не остановить, это мы знаем и по своей истории. И жаждущие новых ритмов свои молодые люди и американцы (в Германии находилось до 100 000 американских солдат) никуда не делись. Вот и обратились взоры многих владельцев клубов (с лёгкой руки бывшего циркача Кошмидера) в сторону своих соседей британцев. Ведь до Америки далеко, а эти почти рядом. В числе первых штыков (то бишь – гитар) из британского музыкального десанта на гамбургскую землю высадился Тони Шеридан с соратниками. Чуть позже подтянулись и мерсисайдцы «Ройял Кариббиан Оркестра», затем прибыли «Дэрри энд зе Сениорс», Рори Сторм со своими «Ураганами» (включая Ринго) и, наконец, «Битлз». А сейчас перейдём к голому языку цифр. Стоило ли «Битлз» тогда отправляться в такую даль? Тем более в таком юном возрасте? Младшему из них, Джорджу, было всего 17, Полу - 18, Джону ещё не было и 20-ти. То есть в глазах британского закона они все были несовершеннолетними (совершеннолетие в Великобритании было перенесено на 18 лет уже в 1969 году). Да и музыканты из других групп были ненамного старше, а поездка в Гамбург для всех них была однозначно первым пересечением границ Великобритании. Но случайно прослышав в ещё достаточно не устроенном после войны Ливерпуле про уже процветающий Гамбург, парни были готовы смело пуститься в неведомое. Вряд ли кому-то удастся сегодня корректно перевести тогдашние пенсы, шиллинги и фунты в немецкие марки или доллары. В 1960-1962 годах курс фунта колебался от 10 до 12 немецких марок. То есть 18 фунтов в неделю, полагавшиеся каждому из членов «Битлз» при первом гамбургском пришествии (100 фунтов на всех, минус 10%, или 10 фунтов, Алану Уильямсу как их первому менеджеру, давали в итоге 90 фунтов на тогда ещё пятерых), составляли почти 200 марок в неделю. Плюс жильё – известно какое, но всё же бесплатное – в кинотеатре «Бэмби». Один гамбургский знакомый как раз в 1960 году окончил что-то вроде нашего профтехучилища и приступил к работе. Его первый заработок в 19 лет был равен 45 маркам… в месяц! Таким образом, 200 марок в неделю были тогда просто бешеными деньгами!!! И это для юношей, которые только что закончили школу, не имели никакой специальности и впервые пересекли британскую границу. Тем не менее известно, что накоплений «Битлз» в Гамбурге не сделали и денег в Ливерпуль не привезли. Зато Джон привёз гитару «Рикенбекер», а Пол – «скрипичный» бас «Хофнер». Возможно, ныне это самые знаменитые и узнаваемые гитары в истории р

]]>
Банкиры из «ЭкспоКредита» зажгли на фестивале The Beatleshttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2472http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2472Блинова ЕкатеринаПериодикаКлуб Битлз.руВсе записиWed, 29 Mar 2017 21:00:00 GMT +0300

25 марта в московском клубе «Театръ» прошел XII Международный фестиваль музыки The Beatles. Вместе со столичными битломанами и командой Экспобанка мы поддержали выступление группы The Fridays — сотрудников банка «ЭкспоКредит» из Алма-Аты. The Beatles-фестиваль был посвящен сразу трем круглым датам: 60-летию с момента знакомства участников легендарной группы, 75-летию Пола Маккартни и полувековому юбилею альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band. На двух сценах клуба — большой и малой — сыграли 12 музыкальных коллективов, в том числе из Испании и Казахстана. Все группы исполняли кавер-версии песен The Beatles и других выдающихся музыкантов, а также свой оригинальный материал. Концерт длился семь часов. Довольно быстро в клубе собралось столько поклонников творчества ливерпульской четверки, что яблоки можно было подкидывать только вверх, так как падать им было некуда. На танцполе, VIP-балконе и даже в клубном вестибюле стало тесно. Битломаны и битловеды подпевали, пританцовывали, радовались встрече с музыкой и друг с другом. Настроение у всех, определенно, было отличное. В одном из уголков клуба устроили импровизированную лавку. Там продавали футболки, значки и магниты с сами догадайтесь каким словом. Подсказка: начинается на «b», кончается на «s». В середине еще «eatle», а остальное — секрет. Наконец объявили The Fridays. Гости из солнечного Казахстана, как назвал их ведущий, исполнили хиты не только Beatles, но и Creedence Clearwater Revival, и Чака Берри, а также композицию Earth Angel Марвина Берри и The Starlighters из фильма «Назад в будущее». Последняя особенно пришлась по душе бывшему зампреду «ЭкспоКредита», а сейчас советнику предправления Экспобанка и фанату киноцикла Земекиса Павлу Гололобову, который снимал выступление коллег на видео. «Когда у нас было общебанковское мероприятие в Санкт-Петербурге я пригласил сыграть The Fridays. Коллеги подумали, что это не наши сотрудники, а профессиональная группа!» — с гордостью рассказал он. Складывалось ощущение, что Павел для The Fridays стал кем-то вроде менеджера. Кроме Гололобова поддержать группу пришла директор по маркетингу и внешним коммуникациям Экспобанка Софья Яблочкина. «Пока Павел не прислал мне видео, я долго не верила его рассказам о том, что коллеги из Казахстана так классно играют и могут очень точно передать музыкальный ритм и атмосферу того времени», — поделилась она. После выступления банкиров из «ЭкспоКредита» мы воспользовались случаем, а также бумажным браслетом с надписью All access и устроили блиц-интервью с музыкантами. И вот что выяснили. В «ЭкспоКредите» они работают с корпоративными клиентами. Мурат Омаров возглавляет управление клиентских отношений и финансовых институтов, Данияр Шункаров — менеджер управления по работе с клиентами, Сергей Литвинов занимается продажами. Музыкальное образование есть только у Сергея — он окончил консерваторию и в The Fridays играет на ударных. Гитаристы и вокалисты Мурат и Данияр

]]>
Как пластинки The Beatles появились в СССРhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2470http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2470Глухов ДмитрийПериодикаБитлз - отечественная дискографияВсе записиTue, 28 Mar 2017 21:00:00 GMT +0300

Так получилось, что впервые альбомы The Beatles были легально изданы в СССР лишь в пору «перестройки», в 1986 году, когда самой группы не существовало уже больше 15 лет. По некоторым сведениям, это произошло именно 29 марта. Как это было Как известно, всемирное явление битломании не обошло и Советский Союз. Впервые с творчеством The Beatles советские меломаны смогли ознакомиться уже в начале 1960-х годов благодаря нелегально привезённым заграничным пластинкам и «голосам» западных радиостанций. В 1967 году на одном из музыкальных сборников появилась песня «Девушка» (с подписью: «музыка и слова — народные»), в которой все узнали битловскую Girl. В 1974 году песни Beatles были изданы фирмой «Мелодия» в формате миньон (мини-альбом или EP) без указания названия группы. И лишь в 1986 году в СССР впервые вышел полноценный битловский альбом — A Hard Day’s Night. Главной особенностью этой пластинки явился перевод названия альбома и всех песен на русский язык. В советском издании почему-то отсутствовала песня When I Get Home. Также был издан сборник «Вкус мёда» (A Taste of Honey), основанный на материале первых трёх альбомов «ливерпульской четвёрки». Из-за своеобразной подборки песен злые языки тут же прозвали его «сборником антихитов», поскольку принцип отбора композиций для сборника действительно остался загадкой. Практически одновременно был издан двойной альбом «Вечер трудного дня», объединивший материал обеих пластинок. Трек-листы альбома и сборника выглядят следующим образом. Вечер трудного дня Вечер трудного дня Мне стоило знать Если я полюблю Как счастлив я танцевать с тобой. Я люблю её Скажи мне, почему Любовь не купишь Когда угодно Я буду рыдать Слова, что сказаны сегодня Не смей! Я вернусь Вкус мёда P.S. Я люблю тебя Хочешь узнать тайну? Вкус мёда Я увидел её Она в трауре Ответа нет Я пойду за солнцем Восемь дней в неделю Не хочу испортить вечер Рок-н-ролл Мистер почтальон Это ненадолго Пока была ты Детка Злое сердце Хочу быть твоим P.S. Фирма «Мелодия» выпускала ежеквартальные каталоги-бюллетени, в которых информировала о своей продукции. Так, в первом номере за 1986 год (январь-март) сообщается о выходе битловских пластинок, а в № 2 содержится развёрнутая статья о Beatles. Она получилась очень тёплой и душевной, но не обошлось без перлов. Мне особенно понравилась строчка о Бобе Дилане, «тогда ещё выступавшем как шансонье», равно как и фрагмент «Итак, не успевшие до конца разобраться, что они являют собой в современной музыке, Битлз вдруг становятся символом нарождающегося в начале 60-х годов на Западе молодёжного движения, синонимом его культуры — рок-музыки, хотя на эту роль могли претендовать и до сих пор претендуют их соотечественники Роллинг стоунз и Те, кто, а также американские группы Бархатное подземелье и Матери изобретения». Странно ещё, что автор не догадался перевести название группы Джаггера и Ричардса как «Перекати-поле» или «Бродяги». Ну или, на худой конец, «Катящиеся камни». Впрочем, к нашим мелким придиркам не стоит относиться всерьёз. Главное в этой истории то, что она доказала: рок — явление всемирное и способное преодолевать любые границы: государственные, языковые и идеологические. Возрадуемся!

]]>
Across the Beatleverse: международный фестиваль Beatles в Москвеhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2464http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2464Долгополов ВасилийПериодикаКлуб Битлз.руВсе записиSat, 25 Mar 2017 21:00:00 GMT +0300

Двенадцать групп со всего мира устроили в Москве настоящий праздник музыки длиною семь часов. В московском клубе «Театр» состоялся Международный фестиваль музыки The Beatles». Смотр кавер-групп, которые специализируются на творчестве ливерпульской четверки, прошел уже в 12-й раз. В этот раз все было довольно серьезно: две сцены, семь часов музыки и 12 участников от Испании до Казахстана. Подробнее – в репортаже «МИР 24». Программу фестиваля определили три события, которые приходятся на этот год – 60-я годовщина знакомства Джона Леннона и Пола Маккартни, полувековой юбилей со дня выхода самого главного альбома The Beatles – «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» и 75-й день рождения сэра Пола. Таланты и поклонники После получасового ожидания на главную сцену вышел мужчина с акустикой, отдаленно напоминающий коротко стриженного Роджера Уотерса. Запел он, впрочем, голосом Пола Маккартни. Юрий Лямкин из группы Liamkins открыл фестиваль песней Blackbird, а затем продолжил трип по творчеству басиста The Beatles. Его выбор был весьма удачен – из всех музыкантов, изображавших сэра Пола, его голос оказался наиболее близок к оригиналу. Битловский сет завершился на And I love her, после чего музыкант, к некоторому неудовольствию публики, решил презентовать свой материал. Ольга Егорова, открывшая выступления на малой сцене, призналась, что не сильна в творчестве Маккартни и скорее является специалистом по творчеству Джорджа Харрисона. По уровню владения электромандолиной, она, пожалуй, могла бы заткнуть за пояс обоих битлов. Девушка все же исполнила одну вещь сэра Пола – Let It Be, под конец затянув ее вместе с залом. Простые аккорды лирической баллады Маккартни сменились по-настоящему виртуозно исполненной сонатой Space Trip, более близкой к прогрессив-року, чем к авангардному психоделу, которым увлекались битлы в последние годы жизни группы. Эстафету перехватил ансамбль Apple Jack. Кантри-секстет со скрипкой и электромандолиной переосмыслил наследие битлов (I Saw Her Standing There, Dance Tonight, Get Back) в духе американской фолк-музыки. Назад в прошлое Группу Лямкина на большой сцене сменили гости из Казахстана – трио The Fridays. Коллектив из Алматы представил танцевальную программу из раннего творчества The Beatles, не забыв про их великих современников, в частности, недавно покинувшего этот мир Чака Берри. Путешествие назад в прошлое продолжилось – музыканты исполнили не только Suzie Q и Johnny B. Good, но и песню Earth Angel, тем самым отдав дань уважения и американским предшественникам «битлов», и замечательному фильму «Назад в будущее». Следующий исполнитель перенес фанатов The Beatles сразу на 10 лет вперед. На сцене наконец-то появилась четверка музыкантов – группы Beatlove. Официально признанная в Ливерпуле (и пожалуй, наиболее известная в России) группа, исполняющая каверы песен квартета из Ливерпуля, фактически воссоздала альбом «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» вживую. Воссоздала до мельчайших деталей – в наличии были и усы, и кислотные костюмы, и даже левша-басист. Общаться с залом московские музыканты решили исключительно по-английски (пусть и с американским акцентом), также для создания соответствующего антуража. Зрителей поприветствовал чопорный «Джордж», изрекший сакраментальное Hare Krishna, everybody, после чего музыканты начали методично исполнять материал «Пеппера». Пару номеров все же пришлось заменить по одной простой причине – вопреки названию альбома, оркестра с ними не было, а ситарист застрял в Челябинске («No sitar, no Chelyabinsk», - прокомментировал ситуацию «Джордж»). Если без скрипок и духовых артисты смогли обойтись, то без пятого «битла» уже нет – пожилой мужчина в образе Билли Ширза, о котором пелось в предыдущей песне, лихо отплясывал с бубном во время исполнения Little Help. Под конец «Пол» спросил у зала, кто из них на самом деле является Сержантом Пеппером. Не дождавшись ответа от фанатов, он заявил, что каждый из них вправе носить это звание. «Stop smoking that much», - отрезал на это невозмутимый «Джордж». Напоследок Beatlove вновь отступили от канона и на радость всего зала спели All You Need Is Love. Дискотека сэра Пола Коллектив Father McKenzie из Ростова-на-Дону продолжил главную тему вечера – юбилей Маккартни. Музыканты при поддержке, пожалуй, самого именитого участника фестиваля, Владимира Корниенко (Корней, экс-гитарист Земфиры и «Ундервуда») прошлись по всему творчеству экс-битла до начала 2000-х годов. Корней сотоварищи избрали простой, но проверенный способ построение сета: мажорные композиции типа Band on the run, Jet или Monkberry Moon Delight перемежались c лиричными песнями вроде May Be, I’m Amazed или Beautiful Nights. Постбитловского сэра Пола показывали одновременно и на большой, и на малой сцене. Там подвизался коллектив с характерным названием Wins, также специализирующийся на позднем Маккартни. Довольно каноничное исполнение битловских песен прервал коллектив из Испании. Галисийский девичий секстет The Funkles в буквальном смысле вдохнул душу в наследие ливерпульской четверки, исполнив ранние танцевальные хиты в стиле соул и фанк. Аутентичность песен The Beatles от этого не пострадала – Little Help, как и в оригинале, спел барабанщик-мужчина, а для маккартниевской Coming Up ничего не пришлось менять – сэр Пол активно использовал фанк и соул в своем творчестве после распада группы. Леннон и Христос Почести Маккартни воздавали практически все участники фестиваля. Впрочем, другие участники The Beatles также не были забыты. Группа «Оптимальный вариант», завершившая вечер, посвятила свое выступление Джону Леннону. Отыграв Norwegian Wood, лидер коллектива Олег Чилап представил русскую версию Come together, главным героем которой, вместо длинноволосых хиппи, стал их идейный предшественник – Иисус Христос. Исполнив еще пару хитов, Чилап предложил новое толкование песни Johnny B. Good Чака Берри – по его мнению, она также была посвящ

]]>
"Кавардак" на острове богачейhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2451http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2451Александр ОфицеровПериодикаПол Маккартни - разноеВсе записиThu, 16 Feb 2017 21:00:00 GMT +0300Публика в смятении. Невероятно! Что он себе позволяет?! Выступать для этих прохвостов - стыд и позор! Тот, пред чьей музыкой последние полвека были распахнуты наши сердца, - не оправдал, купился, предал! ВОТ ТАК НЕРВНО откликнулась отечественная общественность музыкальных интернет-форумов на недавнее сообщение американского журнала "Биллборд" о том, что бывший битл - легендарный Пол Маккартни - вместе с американской рок-группой "The Killers" выступил на новогодней вечеринке, устроенной миллиардером Романом Абрамовичем на одном из Антильских островов, так называемом острове богачей Сен-Барт. Новость с энтузиазмом подхватили российские буржуазные СМИ, не забыв с удовольствием к ней добавить, что среди гостей, для которых пел великий музыкант, также были экс-совладелец "Уралкалия" Дмитрий Рыболовлев, миллиардер Леонард Блаватник, экс-президент компании "Сибнефть" Евгений Швидлер, владелец уральской Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский и прочие олигархические субчики из бывшего СССР. Увы, для поклонников творчества Маккартни весть не из приятных. Ведь прежде великий музыкант на подобных скользких подмостках замечен не был. Мало того, в 2011 году он демонстративно не явился на лондонский концерт в Королевском Альберт-холле, где на юбилей могильщика СССР Михаила Горбачева собрался отборный политический и артистический бомонд со всего мира. А ведь музыканта так звали! Поехали дальше. В том же году во время своих московских гастролей Маккартни вычеркнул из графика намеченную было встречу с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. "Правда" обо всем этом подробно писала в материале "Маккартни зовет в СССР" (№143, 23 - 26 декабря 2011 года). Помнится и еще одна "оплеуха" от Пола, которую в 2004 году получил журналист Владимир Познер, решивший во время телемоста спровоцировать Маккартни, чтобы тот сказал о нашей социалистической Родине какую-нибудь гадость. Ответ Пола был сокрушающим: песню "Back in the USSR" ("Назад в СССР") он с Джоном Ленноном в 1960-х написал для того, "чтобы люди на Западе имели хорошие чувства относительно Советского Союза". И точка! А что же теперь? Маккартни поет по заказу тех, кто пляшет на костях социализма, наживаясь на разграблении наследства великой державы - той, что некогда столько лет его вдохновляла? Он же в 1980-х специально и исключительно для нашей страны записал еще и большой диск "Снова в СССР". Что-то, знаете, здесь не так. Да, похоже, не так тут все. Накачанный до треска в щеках высосанными из нашей страны деньгами, Абрамович, как известно, всегда сказочно щедр отстегнуть за нечто грандиозное. На этих его олигархических новогодних "малинах" выступали и британская группа "The Rolling Stones", и ирландская "U2". На сей раз развлекали гостей Романа Аркадьевича американцы из "The Killers". И вдруг - Маккартни. Откуда? И по какой цене маэстро выписали? Над этим как раз сейчас бьется репортерская рать буржуазных таблоидов и СМИ посерьезнее. Как же, перед деньгами класса больших собственников должны пасть даже такие форпосты искусства! Но тщетно. Оказывается, на этом острове музыкант частенько отдыхает с семейством. На сей раз причалил к его берегам с супругой, дочерью, зятем и внуками. И тут, на тебе! - танцы под рок прямо под пальмами. Пол в свободной экипировке праздно отдыхающего, карманы джинсов которого топорщились от всякой всячины, а из заднего торчала бутылка, подошел к американским музыкантам, что-то с ними обсудил по части исполнения, к гитаре и клавишам, без которых он на серьезной сцене никуда, даже не прикоснулся. Публика несколько оцепенела, но все равно подвизгивала. Впрочем, постойте: таким образом перед уважаемыми слушателями не выступают, таким образом затевают в кабаке хоровую. Барабанщик палочками дал отсчет. С чертовским скрежетом врезало ядовитое соло. Жирные басы, вываливаясь из гитарной утробы, удавом ползли вверх, оттуда очереди ударной установки раз за разом сбивали их обратно. Взвинчивающиеся до хрипоты голоса готовы были разорваться! О, то был шторм звука, клокочущий преддверием катастрофы! Это и есть та самая хард-роковая "Helter Skelter" ("Кавардак"), исполненная Маккартни с американцами на острове. Появилась она на свет в 1968 году - тогда же, кстати, когда и стройная, энергичная, становившаяся гвоздем программ всех концертов Пола в России "Назад в СССР". Вот что об этой мрачной композиции говорит он сам: "Я сел и за один присест написал "Helter Skelter", решив, что она будет самой громкой, грубой и грязной в истории "Битлз"... Мне захотелось создать нечто антисоциальное... На уме у меня была история падения Римской империи. Это была песня о распаде и разложении". Все! Маккартни - этому непревзойденному в новейшей истории мелодисту - сказать здесь больше было нечего. Если великие приходят, то не рассчитывайте на компромисс, господа. Даже если они приходят на ваши беззаботные вечеринки. В свое время это хорошо усвоил британский медиамагнат, выходец с Украины Лью Грейд (настоящее имя - Лев Виноградский). В середине 1970-х в телешоу, посвященном 30-летию его бизнес-карьеры и собравшем в зале сливки западного шоу-бизнеса, выступил друг и соавтор Маккартни по "Битлз" Джон Леннон. Ситуация оказалась в чем-то схожей с нынешней. Но прежде скажем, что у героя торжества с битлами сложились особые отношения. Лью ведь тоже перед этим преподнес им хороший урок. Это была просто классика повадок капитализма. Их наглость доходила до того, что Грейда порой даже называли хозяином "Битлз", потому как большая часть барышей от музыкального наследия "великой четверки" оседала именно в его карманах. А дело было так. "Пребывая еще в Ливерпуле, мы с Джоном Ленноном ничего не знали об авторских правах, - вспоминал раннюю пору "Битлз" Пол Маккартни. - Мы думали, что песни - это нечто витающее в воздухе и что они принадлежат всем. Мы продолжали так думать и когда познакомились с нашим первым издателем Диком Джеймсом. Он сказал: "Входите. Садитесь. Ну что скажете? Посидите здесь". Так и была заключена эта сделка. А в марте 1969 года, когда у меня был медовый месяц, Дик Джеймс продавал наши песни, пока нас не было в городе. Вернувшись, мы воскликнули: "Дик! На это ты не имеешь никакого права!" А он ответил: "Хотите поспорим?" И он был прав. Права были проданы, они стали товаром. Потом их купил Лью Грейд, глава "ATV". Так мы с Джоном Ленноном потеряли права на многие из наших песен. И Джордж Харрисон (участник группы "Битлз". - Ред.) - тоже". ...И вот Джон с гитарой на сцене, а

]]>
Коллекционер Андрей Луканин – о приключениях The Beatles в стране большевиковhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2422http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2422Певчев АлексейПериодикаОтечественные поклонники БитлзВсе записиSun, 15 Jan 2017 21:00:00 GMT +0300

Всемирный день The Beatles в России отмечают с особым чувством. Наверное, больше ни одна группа в истории мирового рока не имеет здесь столько поклонников. Любовь к The Beatles передается из поколения в поколение, вместе с историями о тех временах, когда пластинки и записи группы было невозможно достать, а редкая информация о ней скрывалась в заметках с нелепыми заголовками. Обозреватель m24.ru Алексей Певчев побеседовал с коллекционером уникальных материалов и исследователем следов The Beatles в СССР Андреем Луканиным. – Вы помните момент, когда услышали The Beatles в первый раз? – По меркам крутых битломанов, это случилось довольно поздно – году так в 1972 на спортивных сборах в Пицунде. Я тогда занимался в ФШМ, и вратарем нашей футбольной команды был Юра Давыдов, позже ставший руководителем группы "Зодчие". Однажды Юра взял гитару и начал играть какую-то, как мне показалось тогда, заунывную песню, а закончив, произнес: "Вот какие песни надо слушать!". Перед отъездом в Москву в местной студии звукозаписи я купил на открытке другую песню, которая мне понравилась намного больше. Со временем выяснилось, что обе песни принадлежали одной и той же группе – The Beatles: у меня на открытке была Can't Buy Me Love, а Юра исполнял для нас Girl. В школе для нас, учеников, главным популяризатором The Beatles стал наш классный руководитель, молодая учительница английского языка, – Юлия Михайловна Ерихимсон. Она приносила фирменные пластинки, и мы их по очереди брали домой переписывать. Сейчас уже я с ужасом понимаю, что мы с ними вытворяли – скребли диски корундовыми иглами аппаратов советской звуковоспроизводящей техники, вроде моего проигрывателя-чемоданчика "Юбилейный", с которого я записывал звук через микрофон (подключение шнуров не было предусмотрено). Первыми двумя пластинками были Sgt.Pepprs’s lonely hearts Club Band и Beatles for sale. Конверт "Сержанта" был значительно ярче и красивее, и этот диск взял кто-то из девочек. Мне достался альбом Beatles for sale, который и стал моей самой первой и поэтому самой любимой пластинкой. Первое впечатление – оно всегда самое яркое. Позднее, когда я переписывал через микрофон "Сержанта", у меня случился казус: во время записи последней песни – A Day In The Life, где идёт долгий затухающий аккорд, в квартире зазвонил телефон. Я сломя голову бросился в коридор, чтобы быстрее снять трубку, но по дороге наткнулся на табуретку, которая с грохотом упала. Заново переписывать времени не было: существовал чёткий график и очередность пользования дисками – на подходе уже был следующий жаждущий юный меломан. Поэтому следующие примерно 10 лет я так и слушал эту песню в собственном, можно сказать, варианте микширования – с наложенными звуками телефонного звонка и шумом падающей табуретки. – Что из себя представляли первые советские пластинки The Beatles, выходившие на фирме "Мелодия"? Свободно ли они продавались, и какие песни в них входили, ведь номерные альбомы The Beatles у нас не издавались? – Я в то время жил на Большой Пироговской улице. Рядом, напротив Усачевского рынка, располагался магазин "Культтовары", где и продавались пластинки – в основном миньоны. Еще мы ходили на ярмарку в "Лужники". О том, что они появлялись в продаже, мы узнавали друг от друга. В первую очередь, пластинки доставались сотрудникам торговых точек, а потом уже нам. Песни на них были взяты урывками с самых разных альбомов. Что-то с ранних дисков, что-то с ABBEY ROAD, и сложить целостную картину о группе несведущему человеку было сложно. – Как вам пришла в голову идея упорядочить информацию обо всех советских релизах The Beatles? – В 1996 году вышел первый русскоязычный битловский справочник, который делали Андрей Пономаренко и Коля Козлов, в приложении был перечень отечественных пластинок, составленный Борисом Неверовским. Мы с Борисом стали переписываться. Он прислал кучу материалов, которые не вошли в справочник из-за нехватки места. В его письмах все время звучала мысль о том, что надо заниматься отечественной битловской историей, о ней мало что известно не только в мире, но и в собственной стране. Потом Бориса не стало. И в какой-то момент пришло осознание того, что Боря был прав. Я начал уделять внимание советским пластинкам. Позднее меня виртуально (через Интернет) познакомили с киевлянином Вадимом Легкоконцем, который также интересовался этими вопросами. Оказалось, он уже запустил сайт, где размещал свои пластинки и пластинки из коллекции Валентина Исайкин из Сигулды (Латвия). И я присоединился к этому проекту. За основу взяли материалы Б. Неверовского. Мы немного изменили структуру сайта – стали делать отдельные страницы для каждого завода (студии) "Мелодии" по каждому наименованию пластинки, где показаны в деталях разновидности обложек и этикеток пластинок. Впоследствии добавили каталоги кавер-версий и импортных пластинок, издававшихся специально для СССР. Все страницы сопровождаются соответствующими описаниями. Сначала казалось, что мы довольно быстро закончим всю эту работу. Но коллекционеры, заходившие на сайт, стали присылать изображения вариантов пластинок из своих закромов. И до сих пор мы получаем подобные послания. Письма приходят и из других стран, текст на сайте дублируется и на английском языке. В общем, конца и края нашей затее не видно. – Пластинки выходили на фирме "Мелодия", но, как я понимаю, каждый республиканский завод мог печатать свои подборки песен, конверты для них и свои тиражи? – Все заводы и студии грамзаписи, занимавшиеся штамповкой пластинок, входили в состав "Мелодии" и могли выпускать пластинки только из каталога фирмы. В этом смысле – никакой отсебятины. А вот по оформлению обложек в 70-е годы существовало широкое поле для творчества. Большинство "твёрдых" пластинок продавалось в безымянных стандартных конвертах из тонкой бумаги с берёзками, цветочками, абстрактными узорами и т. д. Но некоторая часть тиражей издавалась в картонных обложках, тоже фактически стандартных, но с указанием исполнителя и перечня композиций. По западной терминологии таки

]]>
Ларри Кейн: фанат "Битлз" поневолеhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2382http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2382Beatles.ruПериодикаБитлз - битловские фильмы, док. фильмы и видеоВсе записиFri, 16 Sep 2016 21:00:00 GMT +0300

В новом документальном фильме американского режиссера Рона Ховарда, посвященном гастролям группы "Битлз" в США в 1960-х годах, своими воспоминаниями о том периоде делятся такие известные персонажи, как сэр Пол Маккартни и Ринго Стар. Но есть в этом фильме и свидетельства человека, менее известного широкой аудитории. Это - Ларри Кейн, который, будучи тогда молодым журналистом, ежедневно сопровождал ливерпульскую четверку в двух ее американских турах. В 1964 году 21-летний Ларри начинал свою карьеру в программе Top 40 на музыкальной радиостанции Майами WFUN. Он считал себя серьезным журналистом. В преддверии визита "Битлз" во Флориду Кейн связался с менеджером группы Брайаном Эпштейном и попросил об интервью на стадионе Gator Bowl в городе Джэксонвилл. "Мы задумывали привезти в Джэксонвилл молодых фанов, чтобы они встретились с ребятами из группы, - вспоминает Ларри Кейн. - Но Брайан Эпштейн и его рекламщик Дерек Тейлор неожиданно предложили мне освещать все турне 1964 года. Я до сих пор не знаю, почему они сделали мне такое предложение. Единственное объяснение, которое я нахожу, в том, что Брайан очень мало знал об Америке и, вероятно, подумал, что я более важная персона, чем я был на самом деле". Ларри Кейн в ходе гастрольного турне с группой "Битлз": "Koгда я слушаю свои репортажи в новом фильме, они звучат с техническими дефектами. Но я горжусь тем, как точно они передают атмосферу того периода" Кейн попытался убедить своих боссов послать вместо него кого-нибудь из диджеев, которые больше знали об этой группе. "Майами был забит беженцами с Кубы. Набирала обороты война во Вьетнаме, в самой Америке происходила расовая революция. Кого волновала тогда английская группа, которая без сомнения продержится несколько месяцев и исчезнет?" - говорит Кейн. Но в декабре 1964 года Ларри Кейн все же оказался на первой площадке тура - Cow Palace в городе Дейли-Сити в штате Калифорния. "WFUN послали меня, потому что они хотели каждый день получать настоящую полноценную историю, а не просто поверхностный восторженный лепет. Я делал по пять-шесть историй в день, интерес к группе был огромным. Но сначала мне надо было установить хорошие взаимоотношения со всей четверкой". "Когда я приехал в отель, мне позвонил Дерек Тейлор и попросил прийти в их номер. Я помню, что Джордж Харрисон сидел в гостиной, читал фантастику "Зеленый шершень" и очень много курил, как и все мы в то время. Джордж был приветлив, и я записал с ним короткое интервью". "Затем я проинтервьюировал Пола Маккартни, который был очарователен, таким он и остался. Он всегда хотел нравиться окружающим и был настоящим магнитом для аудитории. С Полом мы в основном говорили о войне во Вьетнаме и о расовых отношениях в Соединенных Штатах - совсем не о том, о чем обычно спрашивали у "Битлз". Ринго тоже оказался гораздо большим интеллектуалом, чем я себе представлял", - вспоминает Кейн. "Я знал, что этот наиболее язвительный и неоднозначно воспринимаемый член группы на самом деле был отличным парнем", - говорит Ларри Кейн о Джоне Ленноне "Проблемы начались, когда я познакомился с Джоном. Он посмотрел на мой костюм, мои туфли и прическу, и сказал: "Ты кто? Ты похож на какого-то зануду из 1950-х". Я парировал, что выгляжу гораздо лучше, чем он с его нечесаными волосами. Я задал ему несколько вопросов о спорах вокруг иммиграции, которые разгорались тогда в Англии, после чего я вышел из комнаты и думал про себя, что это было плохое начало". "Я уже прошел половину гостиничного коридора, когда почувствовал две руки у меня на плечах. Джон крепко обнял меня, извинился и попросил вернуться. Тогда я понял, что этот самый желчный и неоднозначный участник группы на самом деле классный парень. Джона очень заботило все, что происходило в обществе. Мне понадобилось пару недель, чтобы это понять, и все, что я видел в последующие 16 лет, лишь подтверждало это". Чтобы сделать фильм "Восемь дней недели", Рону Ховарду пришлось обработать видеоматериал, который до сих пор нигде не демонстрировался По мере роста битломании Кейн начал делать материалы для 50 радиостанций по всей Америке: "Конечно, они были популярны уже в 1964-м, иначе меня бы не послали с ними встречаться. За освещение их 35-дневного турне мне заплатили тогда три тысячи долларов. Но уже через полтора года слава "Битлз" достигла немыслимых и невиданных до тех пор пределов". "Это

]]>
T.Rex - чародеи рок-н-роллаhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2381http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2381Викторов АлексейПериодикаT.RexВсе записиThu, 15 Sep 2016 21:00:00 GMT +0300

Миру нужна была группа, способная заменить The Beatles, и продюсер Тони Висконти ее нашел. Он понял это, когда увидел, что делает хриплый голос юного еврея-бунтаря Марка Болана с толпой – молодежь заводилась в танце, будто зачарованная. Так повсеместно наступил «тирэ-экстаз» – музыка британской группы «Тираннозавр Рэкс», или коротко T. Rex, вошла в залы славы мирового рок-н-ролла. «Покровитель огня, Владелец таинственных струн…» – это первые строки песни известного рок-музыканта Константина Кинчева, рассказывающей о «певце любви, полуночных снов» докторе Бугги. Вступление к этой песне, с его «бабали-бабали – бу-бу-е!», так и вовсе прямая цитата из композиции Baby Strange группы T. Rex, лидером которой и был тот самый «доктор Бугги». Хотя ни одна песня из творчества этой группы в свое время не стала популярна в Советском Союзе, в Британии этот коллектив вызывал восторг, сравнимый разве что с «битломанией». А вокалист группы Марк Болан до сих пор считается одной из самых культовых фигур не только британского, но и мирового рока, к тому же он подарил и новый жанр – глэм-рок. Хотя до исполнения на сцене своего рок-соло под клубы дыма и зажигательных песен в ярких нарядах Марк долгое время предпочитал погружать публику в эйфорию, повествуя о древних легендах, эльфах и хоббитах, сидя на сцене в позе йоги и в старом плаще. Он родился на лондонской окраине в 1947 году в еврейской семье среднего достатка, где отец работал водителем грузовика, а мать – продавщицей. Так что, когда Марк Фелд (а именно под таким именем и росла будущая рок-звезда) не помогал отцу копаться в стареньком грузовике, помогал матери продавать овощи и фрукты на базаре. В общем, реалии жизни были далеки от гламура. Но уже тогда в мыслях Марка была твердая цель – стать рок-музыкантом. В девять лет он получил в подарок первую гитару и вскоре собрал группу, с которой репетировал днями напролет в сыром полуподвальчике. Неудивительно, что столь страстное увлечение музыкой не замедлило сказаться на обучении в школе, из которой в 14 лет его выгнали за непосещение и неуспеваемость. Правда, по словам Марка, это лишь облегчило ему жизнь. Парень с гитарой, слонявшийся по улице, напевавший Элвиса Пресли и Клифа Ричарда, вскоре привлек внимание модного журнала Town, где сразу был прозван Королем лондонских стиляг. Мальчику с обложки тут же предложили работу в одном из кафе, где на небольшой сцене он пел для публики песни всевозможных репертуаров и исполнителей. Но это было отнюдь не тем, к чему стремился Марк, поэтому через несколько недель этих выступлений он просто пропал из города. Марк отправился во Францию. Вернулся в Лондон он через два года, когда ему едва исполнилось 17. Как протекала его жизнь эти два года, доподлинно неизвестно, но по легенде во Франции он познакомился с таинственным человеком, чуть ли не магом и чародеем, у которого прожил все это время, ведя с ним беседы на парапсихологические темы. Так это или нет, но по приезде Марк записывает свою первую пластинку Wizard («Волшебник»), где магнетически притягивающим голосом поет об эльфах, гномах и единорогах. Это потом хрипловато-дрожащий вокал Марка, сопровождавший его сказочно-мистическую музыку, станет узнаваем повсеместно. Запись же первой пластинки желаемого результата не принесла. Не отчаявшись, Марк продолжал выступать в небольших заведениях, знакомиться с музыкантами и ди-джеями и вскоре записал вторую пластинку, исполнив блюз под гитару. С ее выходом он был приглашен в группу John’sChildren(«Дети Джона»), где ему отвели роль гитариста, причем совсем не ведущего. Но второй план был не для Марка, и вскоре он это доказал, причем ни с кем и ничего не согласовывая. А произошло вот что. Перед концертом легендарной группы The Who, новаторство которой в разбивании гитары о сцену унаследовали многие рок-музыканты, «Детям» было доверено разогреть публику. Несколько минут все шло, как и было задумано, народ в зале хоть и подтанцовывал, но не сильно обращал внимание на выступавших John’sChildren, ожидая появления своих маститых кумиров. Так продолжалось, пока не раздалось соло 19-летнего гитариста Марка Фелда. То, что услышали и увидели зрители, видимо, один в один походило на кадры из фильма «Назад в будущее», когда Марти Макфлай из 90-х играл на школьной сцене перед выпускниками 50-х. Эффект был настолько сногсшибательным, что зрители не отпускали его со цены, забыв, на чей концерт они пришли. Выступление The Who было сорвано, а разговоры о зажигательной энергетике звуков гитары Фелда еще долго не утихали в музыкальной среде. С этого момента в составе группы Марк начал не только играть, но и петь. Правда, первый сингл, откровенно говоря, провалился, но зато уже следующий привлек внимание не только слушателей, но и теле- и радиокомпании BBC, запретившей транслировать и передавать в эфир эту «пошлятину». Все дело в словах одной из его песен Desdemona, где Марк спел «дорогая, подними юбку и полетели вместе со мной…» После этого Марка из группы попросили уйти. Принятые как неотъемлемая атрибутика к рок-н-роллу секс и наркотики существовали всегда. Наркотики Марк обходил стороной очень долгое время. А что касается секса, то на вопрос о «чрезмерной сексуальности» его сценических выступлений он ответил: «Да, они очень сексуальны. Свобода – вот для чего нужен рок-н-ролл. Секс представляет собой невероятную энергетическую силу. Возможно, это основной общий знаменатель, которым обладает человечество. Он – единая основа, с которой начинаются многие другие вещи. Все в зрительном зале принадлежат к тому или иному полу, и все понимают, о чем речь. Когда человек делает сексуальные движения, это не значит, что он хочет кого-то изнасиловать, просто с этого легко начать общение. Люди приходят на концерт после работы, они устали и напряжены, и я даю им возможность расслабиться. Если ты не можешь полюбить публику и позволить ей думать о тебе в сексуальном плане, нет смысла выходить на сцену». Интервью выйдет уже через несколько лет после того, как Марк покинет группу из-за своей «пошлой» песни. Тогда же он стоял на распутье – обивать пороги малоизвестных музыкальных коллек

]]>
О чём поют битлы? Неужто о Доне?http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2380http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2380Тютюнник СергейПериодикаБитлз - памятникиВсе записиTue, 21 Jun 2016 21:00:00 GMT +0300

В Ростове-на-Дону вскоре поставят памятник одному из символов англо-саксонской культуры – ливерпульской четвёрке. Проект облагородил своим медийным лицом Дмитрий Дибров – уроженец и как бы патриот Ростова. Кластер на вашу голову Соорудят монумент, правда, не за бюджетный счёт – финансирование взял на себя один из местных депутатов. Журналисты говорят, что он владеет рестораном с англоязычным названием, взятым из творчества битлов. То есть, видимо, планируется создание некоего кластера (любимое слово русской бизнес-­элиты). В нём будет и кафе, и памятник, и, возможно, сувенирный магазин. Памятник ростовчане соорудят не только из-за обожания Beatles, но и в расчёте на перспективу. Ведь в 2018 году в Ростове пройдут матчи чемпионата мира по футболу, а значит, в город приедут болельщики со всего света. Они, дескать, увидят знакомый образ битлов и тут же валом повалят в кабак с английским названием. Идея подобных кластеров (кафе + памятник + магазин сувениров) не нова. Помню, ещё до гражданской войны на Украине я несколько подобных мест посещал во Львове. Например, «Мазох», «Керосиновая лампа»… Памятники там действительно потрясали оригинальностью, поэтому приезжие толпились возле них и днем и ночью. А если учесть, что туристы тут же, в кабачках, изрядно заправлялись алкоголем, то галдёж толпы для местных жителей порой становился невыносимым. Помню, как одна рассвирепевшая львовская тётка с третьего этажа дома выплёскивала на головы гостей города миски с водой. Я еле успел увернуться. Но я хотел сфокусировать внимание не только на бизнесе. Настораживает меня отличие львовских проектов от ростовского самым главным: Львов рекламирует своё, а Ростов – заёмное. Львовяне в своё время выяснили (специально копались в архивах), что модный писатель Леопольд Захер Мазох в пору Австро-Венгерской империи родился во Львове (в Лемберге, по-австрийски). Позже Л. Мазох написал роман «Венера в мехах», в котором главный герой получал удовольствие от унижений и боли. Отсюда – термин «мазохизм». Приблизительно то же произошло и с керосиновой лампой. Опять же энтузиасты в архивах выкопали, что её изобрели два львовских аптекаря. Но чуть позже лампу запатентовал (как всегда в подобных случаях) какой-то проходимец в США. Однако львовяне сделали очень необычный памятник местным изобретателям плюс сквозное (на четыре этажа, с выходом на крышу) кафе и сувенирный магазин. Туристы и деньги потекли рекой. Как кабачок проиграл суши На этом фоне Ростов выглядит очень странно. С одной стороны, ростовчане (и вообще жители донских хуторов и станиц) – невероятные патриоты. Меня всегда поражало, каким образом они умудрились половину русского фольклора замкнуть на реку Дон и казачью тематику. В нашем народном (и полународном) творчестве про скромных размеров Дон гораздо больше песен, чем про грандиозную Волгу, уж не говорю о реках-гигантах Сибири. Когда дело доходит до застольных песен, то обязательно кто-нибудь затянет про атамана, казака или берег Дона. Конечно, такое внимание к казачьему донскому краю во многом держится на Михаиле Шолохове и его великом творчестве. Однако кластера типа «Аксинья + Гришка» в Ростове нет и, боюсь, не будет. Нет и кластера, посвящённого местному писателю Анатолию Калинину, автору романа «Цыган», по которому сделали до сих пор популярный телесериал. А ведь Калинину скоро 100 лет. Тем удивительнее, парадоксальнее целый ряд фактов, которые иначе как тихой дерусификацией и не назовёшь. Помню, как ещё в конце 90-х Дмитрий Дибров на одном из канувших в Лету телеканалов пропагандировал суши и вообще японскую кухню. За точность цитаты не ручаюсь, но говорил он приблизительно так: в какой бы город его ни заносила судьба, он сразу выяснял, есть ли там рестораны японской кухни. Если есть – он был счастлив. Если нет – считай, поездка не удалась. В общем, продвигал «продукт» настойчиво и с обаянием (как обычно), то есть, выражаясь на языке русской элиты, делал промоушен азиатской кулинарии. На ту пору это меня даже слегка порадовало, потому что кавказские шашлычные надоели страшно. Но беда в том, что сейчас в Ростове больше 100 ресторанов и кафе японской кухни! Плюс итальянские пиццерии, англо-саксонские бургер-хаусы и тому подобная иностранщина. До недавнего времени в городе был, кажется, лишь один русский кабачок – через дорогу от мэрии, в центре города. Обанкротился… Не любят ростовчане русскую национальную кухню (спасибо Диброву!). Погрешу против истины, если не скажу, что на левом берегу Дона, где так называемая рекреационная зона («донской Лас-Вегас», попросту говоря), есть парочка ресторанов с донской тематикой. Я однажды увидел и сразу вошёл. А там, внутри огромного дома в казачьем стиле, итальянская мебель с полосатой обивкой, как гарнитур инженера Брунса из «12 стульев». И смех и грех! «Казачий» итальянский стол. Коленопреклонённые Конечно, я далёк от мысли, что Дибров решил задушить русский национальный вокал и фольклор и заставить нас петь только по-английски. Во-первых, это делается и без него, причём очень успешно. Достаточно посмотреть наши музыкальные песенные конкурсы и шоу. Во-вторых (и это главное), Дибров в Ростове оказался с благой миссией, за что ему «респект и уважуха». Дело в том, что в городе относительно недавно появился новый градоначальник (ой, простите за русский язык!), новый мэр – Сергей Горбань. Человек деятельный, с новыми идеями, с искренним желанием сделать город лучше и краше. И ради этого он совершенно правильно надумал напрямую услышать мнение горожан о городских проблемах и вариантах их решения. Один из членов пиар-команды оказался приятелем Дмитрия Диброва. Он предложил другу поучаствовать в жизни родного города, и тот согласился. В общем, пресс-конференции (или прямые линии) с народом стал вести Дибров, чему можно просто поаплодировать. Когда у провинциального микрофона популярная медийная звезда, совершенно др

]]>
Дэвид Бирн. Ластhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2376http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2376Топилов АлександрПериодикаTalking HeadsВсе записиMon, 16 May 2016 21:00:00 GMT +0300

За откровенную эксплуатацию музыки третьего мира в поп-культуре раньше всех взялся Пол Саймон. Его альбом "Graceland" (1985) был весь насыщен африканским саундом, упакованным в фирменный неповторимый мелодизм Саймона. Пластинка имела бешеный коммерческий успех, была обласкана критиками, получила кучу музыкальных наград. Дэвид Бирн пошел иным путем. Прежде всего, он решил организовать собственный лейбл, специализирующийся именно на музыке третьего мира. Больше всего Бирна интересовала южноамериканская и южноафриканская культура. Так в 1989 году появился бирновский рекорд-лейбл Luaka Bop. Поразительно, но в то же время по другую сторону океана, в Англии, еще один гений музыкального эксперимента — Питер Гейбриэл — открывает свою студию Real World Records, у которой были по сути те же цели — открытие для широкой публики музыки третьего мира. Впрочем, несмотря на кажущуюся идентичность концепции, их последующий путь развития был совершенно разным. Первый по сути сольный альбом Дэвида Бирна "Rei Momo" в 1989 году вышел уже на Luaka Bop, изначально позиционирующем себя на выпуске сборников и компиляций кубинского, бразильского, африканского и азиатского саунда. Возможно именно отсюда родилась идея этого лонгплея: "Rei Momo" — это по сути сборник песен, каждая из которых написана в своем афро-кубано-бразильском стиле. Это как бы поп, но поп третьего мира, в стиле самбы, мамбы, ча-ча-ча, кумбии, румбы и прочих сальсы да меренге. Релиз стал неожиданностью для всех фанатов гуру альтернативной музыки Дэвида Бирна. Уж слишком он был заточен на мейнстримовость, несмотря на столь откровенную латиноамериканскую оболочку. Тем не менее, факт остается фактом — песни как таковые там очень крепки, с кучей неизменный хуков. Каждый припев хочется напевать, под каждый трек хочется танцевать. Альбом в целом оставляет очень радужное и праздничное впечатление, но рядом фанатов он не был понят. Критика, впрочем, была преимущественно хороша. Бирн не ставил перед собой коммерческих задач, пластинка раскручивалась спустя рукава, не было никаких синглов, фм-хитов или видеороликов, занимавших прочное место в творчестве Talking Heads тех времен. И, конечно же, "Rei Momo" — это последняя пластинка, которую так или иначе можно проассоциировать с Talking Heads. В 1992 году Бирн наконец-то официально объявил о том, что Talking Heads прекратили свое существование как функционирующая группа, и вскоре после этого вышел его второй (песенный) сольник — "Uh-Oh", который стал настоящим праздником для фанатов Хэдзов. Несмотря на то, что он был сделан по сути с теми же музыкантами, что и "Rei Momo", звучит он совершенно иначе. Налет латиноамериканского флера Бирн оставил в аранжировках, щедро применяя и струнные, и полные пачки духовых, и, конечно же, свою любимую перкуссию в неограниченных количествах (в туре вместе с барабанщиком на сцене порой находилось дополнительно 3-4 перкуссиониста). За продакшн отвечал продюсер Ник Лоней, прославившийся своей работой с пост-панк-саундом. Среди его подопечных на то время блистали имена Public Image Ltd, Birthday Party, Virgin Prunes, Killing Joke, Gang of Fourи даже INXS с Midnight Oil. Звук он сделал слишком прямой и удивительно плоский. Несмотря на россыпь перкуссии и пачку дудок пластинка звучит необъемно и неглубоко, с прямолинейными барабанами. Что вовсе не отразилось на музыкальном материале: песни задают веселую разухабистую атмосферу, порой скатывающуюся в откровенный карнавал, альбом слушается запросто, за один присест и с удовольствием. C раскруткой Бирн поступил в своих лучших традициях. Прежде всего он выпустил клип на хит-песню "She’s Mad", который порвал в клочья видеопространство начала 90-х (прекрасно помню беспощадную ротацию даже по нашему телевидению). Т.е. пластинка была нацелена хоть на какой-то выход на мейнстрим-рынок. Обычно для того, чтобы альбом так или иначе продавался, группа отправляется в тур. Этот нехитрый рекламный ход очень сильно увеличивает продажи. Но в данном случае — не на того напали. Это для слабаков. Бирн заявляет, что все будет наоборот — он поедет в тур только в том случае, если пластинка влетит в чарты. Так и произошло — альбом влетел в чарты (на не очень высокое место, разумеется), и Бирн поехал расширенным составом в свой первый тур, после еще токингхэдзовского "Stop Making Sence" 1984. Ну, на концертах он был как всегда великолепен, несмотря на вызывающе неальтернативный образ: черный костюм, белая рубашка, сапоги-казаки. Сет-лист состоял преимущественно из "Uh-Oh" и "Rei Momo", но, конечно же, без парочки хэдзовских вещей тоже не обошлось. Народ соскучился по живым выступлениям Дэвида Бирна и концертные площадки были забиты. Самый важный (на мой взгляд) альбом Дэвид Бирн выпустил в 1994 году, который так и назывался — "David Byrne". Это снова был шаг в совершенно другую музыкальную плоскость, нежели предыдущая латиноамериканская бомбежка. Этот альбом не принято хвалить, несмотря на наличие двух крепких хитов ("Angels" и "Back In The Box") и на попадание в чарты Биллборда, где он находился около 2 месяцев, пусть даже и где-то в конце. Бирн подошел к записи пластинки очень ответственно. Прежде всего, он решил сам выступить в качестве продюсера альбома, прекрасно понимая, что он хочет услышать на выходе. В помощники позвал себе Сьюзан Роджерс, очень странную и крутую даму, профессора в области нейробиологии, но при этом делавшую звук в таких культовых альбомах, как "Purple Rain" Принса. Группу Бирн набрал тоже совершенно новую, и выбор музыкантов стал чуть больше, чем неожиданным. Костяк бэнда составили музыканты из нью-йоркской джазовой авангардной тусовки downtown-сцены: Арто Линдсей, Джон Медески, Маркус Рохас, Билл Уэйр. В результате пластинка получилась просто волшебной. Здесь все очень точно и тонко, в музыке чрезвычайно много воздуха и прозрачности, здесь все играет, даже паузы. Мы слышим удивительно изысканную музыку с оригинальными, ни на кого не похожими аранжи

]]>
Грустный ангел. Грэм Парсонсhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2377http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2377Антонюк ВадимПериодикаByrdsВсе записиTue, 10 May 2016 21:00:00 GMT +0300

Что такое «звезда рок-н-ролла» многие представляют себе довольно ясно. Это беспредел на концертах, разбивание гитар и поджигание колонок. Это наркотики, поклонницы, постоянное опьянение и разгром гостиничных номеров. Это рев из динамиков, ранняя смерть и паломничество фанатов к могиле. Это Джим Моррисон и Джими Хендрикс,Дженис Джоплин и Кейт Мун, Джон Бонэм и, конечно же, Элвис. Однако заподозрить в таком человека, играющего кантри, вряд ли кто решился бы. И в самом деле, кантримен — это такой недалекий псевдоковбой, поющий коровам песни о ранчо в Техасе гнусавым голосом под акустическую гитару. Все это, конечно, в какой-то мере правда. Но правда и то, что человек, одним из первых объединивший нехитрые кантри-песенки с рок-н-ролльным «угаром», не мог не стать легендой. Грэм Парсонс (настоящее имя Сесил Ингрем Коннор), один из пионеров кантри-рока — выходец из Джорджии. На гитаре научился играть еще в раннем детстве благодаря урокам отца, виртуоза-любителя. В 1959 году его отец покончил жизнь самоубийством, и с тех пор тема суицида стала одной из главных в творчестве Парсонса. Имя свое, как это ни странно, будущий музыкант получил от отчима. Мать его снова вышла замуж — за Роберта Парсонса, который и переименовал ребенка в честь своей яхты (!). Детство Парсонса было типичным для рок-звезд шестидесятых: уход из дома в четырнадцать лет, бродяжничество в Гринвич-виллидж, нищета, Лос-Анджелес. Остается загадкой, как он умудрился отучиться при этом в Гарварде, закончив его экстерном за два года. Правда, полученные знания ему не пригодились, потому что Грэм Парсонс вскоре собрал свою первую группу и вышел на сцену. Почти все шестидесятые Грэм играл в различных группах, которые значительной известности не обрели. Однако в 1968 году он вошел в состав знаменитых уже The Byrds, забрав при этом всю власть в группе в свои руки, и переориентировал «птиц» на кантри. Ничего другого он играть не хотел. Вместе с The Byrds Грэм Парсонс отправился в турне и в Лондоне познакомился с Rolling Stones и близко сдружился с Кейтом Ричардсом. Совместные пьянки перемежались совместным музицированием, результатом которых стала песня Wild Horses, оказавшаяся весьма удачным экспериментом со стилем кантри. Парсонс испросил разрешения записать эту композицию самому и с благословения «роллингов» выпустил ее годом раньше, чем они сами. Впоследствии Грэм создал из этого целую легенду, заявив, что Stones написали песнюWild Horses специально для него. Под влиянием Ричардса, такого же хулигана, как и сам, Парсонсу пришла в голову идея дать концерты в Южной Африке — Ричардс рассказал ему, что многие музыканты бойкотируют режим апартеида. Однако в самый последний момент он все же передумал ехать в ЮАР по политическим мотивам. Кроме того, он ушел из The Byrds, в которой пробыл едва пять месяцев, сорвав якобы по болезни гастроли по Латинской Америке. В конце того же 1968 года он и «уведенный» из группы Крис Хиллман организовали новый бэнд. Парсонс и Хиллман назвали свое детище The Flying Burrito Brothers. Новая команда должна была объединить весь спектр американской музыки и сочетать соул, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри. The Burritos хотели привнести в рок-н-ролл эмоциональность кантри. Выпущенный в 1969 году, их дебютный альбом Gilded Palace of Sin стал чем-то вроде указательного столба на пути развития кантри-рока. Такие песни как Wheels и My Uncleотражали нехитрые интересы молодежи (мотоциклы и уклонение от службы в армии), а в Hippie Boy нашла выражение розовая мечта Парсонса поселить вместе хиппи и рок-н-ролльщиков и, глумясь, наблюдать за тем, как они пытаются сосуществовать. Критики приняли альбом на ура, но продавался он плохо. The Flying Burrito Brothersстолкнулись с извечной проблемой кантри-рока: радиостанции, на которых крутили кантри, сочли, что в нем слишком много рока, а рок-радиостанции — что слишком много кантри. В начале 1970 года Парсонс, разъезжая на мотоциклах, попал в аварию и стал куда меньше интересоваться делами группы, и все больше — наркотиками. В ходе ряда неудачных концертов ситуация достигла кульминации, и после особенно провального выступления Крис Хиллман выгнал его из коллектива. Парсонс создал новую группу The Fallen Angels, куда вошли музыканты из группы Элвиса Пресли, а также Рик Греч и юная вокалистка по имени Эммилу Харрис. Между Парсонсоми Харрис с самого начала установилось, как принято говорить, магическое взаимопонимание, и он стал своего рода наставником для талантливой певицы. Примечательно, что Эммилудобилась куда большего признания и славы, нежели ее учитель, и сейчас ее имя более известно, чем имя Грэма. С этой группой Грэм записал свой первый сольный альбом GР, ознаменовавший возвращение к той форме, которую он продемонстрировал в первом альбоме The Flying Burrito Brothers. Наиболее примечательными получились песни, исполненные дуэтом с Эммилу Харрис — We’ll Sweep Out The Ashes In The Morning и That’s All It Took.

]]>
Успеть попрощатьсяhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2375http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2375Барабанов БорисПериодикаПол Маккартни - тур '2016 (One On One)Все записиTue, 3 May 2016 21:00:00 GMT +0300

"Надо ехать!" Это пишут мои друзья в фейсбуке по поводу фестиваля Desert Trip, который пройдет с 7 по 9 октября в Калифорнии, неподалеку от Индио. Desert Trip организуют те же люди, что и фестиваль Coachella, вероятно, самое яркое музыкальное событие в мире. На последней "Коачелле" буквально каждый день дарил абсолютные музыкальные откровения, будь то воссоединение Guns N'Roses с загипсованным Экслом Роузом у микрофона, потрясающее шоу Sia без музыкантов на сцене или диджей русского происхождения Zedd, который в своем стиличтическом сегменте произвел настоящую сенсацию. На волне всеобщего помешательства, охватившего меломанов в Сети, компания Goldenvoice , отвечающая за фестиваль, объявила о новой затее. В октябре предполагается на три вечера предоставить подмостки величайшим из живущих классиков рока. В пятницу, 7 октября, на сцену поднимутся The Rolling Stones и Боб Дилан. В субботу - Пол Маккартни и Нил Янг. В воскресенье - Роджер Уотерс (экс-Pink Floyd) и The Who . Уикенд мечты, тут и комментировать, вроде бы, нечего. И ехать, вроде бы, надо. Билет на 1 вечер стоит $199, билет на весь фестиваль - $399, но оно того стоит. Только вот не оставляет мысль о том, что идея собрать всех живущих классиков вместе пришла Goldenvoice после того, как за считанные месяцы список великих, способных произвести столь же сильный эффект, существенно поредел. Лемми Килмистер, Дэвид Боуи, Кит Эмерсон, Джордж Мартин, Принс - все они ушли один за другим, менее , чем за полгода. Билеты на Desert Trip поступят в продажу 9 мая. И есть ощущение, что люди , которые бросятся их покупать, будут руководствоваться, прежде всего, мыслью о том, что хорошо бы успеть их всех увидеть, а то вон оно как пошло в этом году... Глава Goldenvoice Пол Толлетт говорит, что идея трехдневного фестиваля всего с шестью участниками пришла ему в голову два года назад. Он говорит, что изначально видел афишу именно такой: Стоунз, Дилан, Макка, Янг, Уотерс и The Who. И если бы кто-либо отказался, то он не стал бы делать фестиваль вовсе. По слухам, каждая группа получит за выступление $7 млн. То есть, Goldenvoice как бы выплачивает им разовое пожизненное обеспечение, они, конечно, могут вообще больше никогда не играть после этого фестиваля. Толлетт эту цифру не подтверждает, но говорит, что каждый получит ровно столько, сколько он стоит. Это стоит проартикулировать: люди, стоящие за Coachella, продают в этом проекте не лучших музыкантов и лучшие песни. Они продают их смерть. Никто из музыкантов , заявленных в программе, в предстоящие полгода не собирается делать ничего принципиального нового. Боб Дилан выпустит продолжение своего альбома с песнями из репертуара Фрэнка Синатры. У остальных в планах - либо переиздания старого материала, либо вообще непонятно что. Роджер Уотерс, при всем уважении, в своем бесконечном тиражировании "Стены" дошел до абсурда, вполне сравнимого с придуманным им в альбоме антиутопическим миром. Устроители Desert Trip уверены, что группы сыграют программы "лучшего, любимого и только для вас". А зрители поедут в Калифорнию, чтобы услышать живьем "Like A Rollin' Stone", "Satisfaction", "Yesterday" и др. Конечно, они не будут произносить вслух "возможно в последний раз" . Но точно будут иметь в виду. И от этого на душе гадко и отвратительно.

]]>
Рекорд-компании музыкантов: от The Beatles до Питера Гэбриэляhttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2374http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2374Беляев АлександрПериодикаApple RecordsВсе записиThu, 21 Apr 2016 21:00:00 GMT +0300

Сейчас почти каждый успешный музыкант стремится выпускать свои пластинки самостоятельно. Будь то CD, винил или «цифра». Если раньше принадлежность к какому-нибудь официальному, пусть и независимому, рекорд-лейблу, была обязательным условием нормальной карьеры, а контракт с «мейджором» и вовсе гарантировал если не звёздность, то безбедное существование, то уже в начале нового века ситуация изменилась кардинально. Грубо говоря: на лейбле ты или нет — ни на что это не влияет. Только лишнюю бюрократию создаёт. И многие музыканты, особенно «культовых» жанров, вроде джаза, предпочитают эдакий официальный самиздат. Но вообще-то «музыкантские лейблы» — это не новое явление. Вспоминаем, как, зачем и почему музыканты прошлого создавали свои рекорд-компании. The Beatles. Лейбл: Apple Records Откуда название Всё сложно. Во-первых, «Это просто каламбур, понимаете ли», сказал Пол Маккартни, имея в виду Apple Corps, созвучное «сердцевина яблока». Яблоко — потому, что apple на «а», первую букву алфавита. Плюс Полу Маккартни нравилась картина Рене Магритта с яблоком и надписью «до свидания». История The Beatles — пионеры во многом, в том числе в шоу-бизнесе. Например, в стадионных концертах. Или: свой лейбл.Поначалу вся эта затея с цепочкой битловских компаний была простым способом снизить налоги: в 1967 году выяснилось, что квартет должен родному Королевству 3 миллиона фунтов стерлингов. Для этого они зарегистрировали фирму The Beatles & Co, в которой стали миноритарными акционерами (5% у каждого) и как бы нанятыми сотрудниками. То есть, грубо говоря, «деньги не мои». 80% — у The Beatles Ltd, которую в том же году переименовали в Apple Music и еще раз в Apple Corps. Таким образом «битлы» платили налоги уже как юрлицо, а не с доходов физлица. И под «крышей» этого юрлица, Apple Corps, чуть позже образовались другие компании, которые должны были развивать электронику, музыку и всякое такое. Рекорд-лейбл Apple Records (был еще Apple Publishing) — это, конечно, хипповский идеал: битлы решили помогать молодым талантам, бросили клич по миру. Демо-записи стали приходить со всего света. Пол Маккартни, Джордж Харрисон и в какой-то степени Джон Леннон очень близко к сердцу восприняли творческие потуги молодых талантов. На некоторых альбомах в роли сессионных музыкантов выступают все музыканты The Beatles да еще и Эрик Клэптон. Некоторые свои шедевры Леннон, Маккартни и Харрисон отдавали подопечным еще до того, как сами их выпустили. Например, Golden Slumbers/Carry That Weight первой записала некая группа Trash. А My Sweet Lord Харрисон даровал клавишнику Билли Престону. Apple, ассоциирующийся в основном с творчеством самих The Beatles, на самом деле еще больший кладезь шедевров. Даже так: это срез качественной массовой культуры конца 60-х. Плюс джазовая группа Modern Jazz Quartet. Попсовая Мери Хопкин с Those Were The Days, культовый фолк-сингер Джеймс Тейлор соседствует с психоделическими индийскими распевами The Radha Krsna Temple, Билли Престон — с Джеки Ломаксом и так далее. И группа Badfinger, сочинившая мегахит всех времен и народов Without You. Led Zeppelin Лейбл: Swan Song Records Откуда название Лейбл назвали по одной длинной акустической пьесе Пейджа. Джимми валял дурака, наигрывая что-то на гитаре, потом даже добавили вокал, но у песни всё ещё не было названия. Наконец кто-то спросил, как называется, и Пейдж ответил: «Лебединая песнь». Казалось, что это идеальное название для следующего альбома, но, в конце концов, имя досталось не альбому, а лейблу. История В 1974 году группа расширила свою деятельность, учредив рекорд-лейбл Swan Song с целью выпускать музыкантов, которые не очень известны, зато нравятся самим цеппелинам. В числе первых — Pretty Things и Мегги Белл из Stone The Crows, чьим менеджером был тот же Питер Грант. Вечеринка по случаю запуска лейбла прошла в пещерах Чизелхёрста, и вошла в историю благодаря беспримерному пьянству и прочим излишествам. Джимми Пейдж однажды сказал, что 1974 — год, «которого не было». Это правда, если говорить о цеппелиновских концертах и инфоповодах. Но за кулисами группа вела большую работу. Именно в тот год Грант и его коллеги по истечению контракта с Atlantic учредили Swan Song, собственный рекорд-лейбл группы. У лейбла были офисы в Лондоне и Нью-Йорке, а ростер (каталог артистов) включал Мегги Белл, Bad Company и The Pretty Things. Все следующие альбомы Led Zeppelin выпускали на Swan Song, а распространяли через Atlantic.По поводу запуска лейбла Swan Song в Нью-Йорке в ресторане Four Seasons провели вечеринку-презентацию. Гости выпили и откушали примерно на 10 тыс. фунтов стерлингов — в те времена девизом начальства рекорд-компаний было «Деньги — не вопрос». Тем не менее, в лондонском офисе Swan Song на Кингс-роуд ше

]]>
Good nignt sweet Princehttp://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2373http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2373Топилов АлександрПериодикаВсе записиThu, 21 Apr 2016 21:00:00 GMT +0300

Все, кто застал восьмидесятые, прекрасно помнят это рубилово: Майкл Джексон vs. Принс. Обратите внимание, кстати, на постепенное снижение уровня музыкальных противостояний: в девяностые это были уже Blur и Oasis, в нулевые вообще какой-то ужасный 50 Cent с кошмарным Jay-Z. Так же, впрочем, считалось и тогда: что может быть хуже Майкла Джексона и Принса? Потом появились модернтокинги и понеслось... Лишь со временем стали очевидны преимущества что Джексона (тех времен —во всяком случае, под патронажем Квинси Джонса), что Принса. C Принсом вообще все непросто. Он безусловно музыкальный профессионал высочайшего пошиба. Причем с детства. Первый свой альбом он выпустил в 1978 году, когда ему было девятнадцать. Полностью все придумал, написал, исполнил, записал и спродюсировал он сам. Один. И так продолжалось несколько альбомов. И это все был материал высочайшего качества, филигранно балансирующего где-то между жестким электрофанком и мелодическими соул-структурами. Ему приписывают пионерство ритм-н-блюза. Это, конечно, не совсем так. Не стоит ему приписывать создания нового стиля — фанк и без него сломя голову несся к электросаунду в то время. Но то, что он стал популяризатором нового звучания и прочтения старого доброго ритм-н-блюза, это не вызывает вопросов. И, да, он конечно же один из главных виновников всего звука 80-х в целом. У Принса идеальный музыкальный путь. Он вообще настоящий музыкант и чудовищный работоголик, выпускавший порой по несколько пластинок в год. В этом он мне напоминает Заппу. Как и Заппа, он создал абсолютно свою музыкальную империю, где ему было все подчинено: от музыкального материала и его исполнения до печати пластиночного яблока. Настоящая тирания, диктатор. Он мог себе позволить подобную вольность. И, что характерно, Принс распорядился своей финансовой независимостью, которая наступила после выхода знакового и эпохального поп-монумента Purple Rain 1984, с элегантной небрежностью: он наконец начал делать то, что хотел. Он пустился в эксперименты. Нет, он не выходил за рамки мейнстрима, любой его альбом все равно был насыщен прекрасными мелодиями и сочными хитами. Но именно в этом он и интересен — создание эксперимента в рамках поп-музыки. 90-е для Принса выдались непростыми. Он начал свою борьбу с рекорд-лейблами. В случае с Принсом речь идет о компании-монстре Warner Brothers, с которой, кстати, опять же судился Заппа. Принс пошел другим путем: он с боуивским изяществом «убил» свое имя, и стал выпускать альбомы под символом. Мало того, и без того не страдавший творческим запором артист, стал выпускать альбомы с пулеметной скоростью. В период с 1994 по 1996 год он выпустил 6 альбомов, один из которых — Emancipation 1996 — был тройным, и каждый из его трех дисков звучал по 60 минут. Как следствие Уорнеры перестали заниматься раскруткой его пластинок, и все они по сути проваливались в продаже, даже альбом Gold Expirience 1995, несмотря на наличие бессмертного чарт-топпера всего десятилетия The Most Beautiful Girl In The World. Середина 90-х — вообще принсевская болдинская осень. Удивительная трудоспособность, альбом раз в полгода, при этом ему удавалось их делать совершенно разными. Если Gold Expirience это изучение современной черной культуры — соул, фанк, ритм-н-блюз, рэп и прочее, то в уже следующей пластинке — Chaos and Disorder 1996 — Принс с легкостью выходит за собственные рамки и выпускает блестящий рок-альбом, насыщенный драйвом и хорошо продуманной грязью. А тройник Emancipation — это вообще магнум опус Принса. Он наконец избавился от контракта с Уорнерами, и выдал на гора главный тройной альбом всей черной музыки. Вообще-то, это вообще был первым тройным альбомом в истории черной музыки с оригинальным материалом, не являющимся компеляцией. На задней обложке была размещена фотография Принса с надписью «Раб» на щеке. Это было его послание Уорнерам. Тем не менее альбом имел феноменальный успех: он прекрасно продавался, а критики наперебой кричали о великом возвращении артиста. В 2000-е Принс вошел в культовом статусе. Он не был революционным музыкальным новатором, но он был одним из главных музыкантов своей эпохи. Он безусловно был эталоном музыкального вкуса и стиля бытия. Его девушками в разное время были иконы, как Ким Бесингер, Мадонна, Вэнити, Кармен Электра и т.д. Принс, конечно же, отшельничал. Он приобрел себе огромное имение, на люди выходил крайне редко, интервью особо не давал. Ему это было не интересно. В каких-то там тусовках-гулянках особо не светился, в начале нулевых став одним из свидетелей Иеговы. В конце концов он вообще перестал подчиняться каким бы то ни было правилам шоу-бизнеса. Например, однажды он устроил тур по Англии. 17 концертов. Но при этом он объявил, что его схарило ездить по стране, каждый день новый город, и все это так утомительно, поэтому он сделает 17 концертов только в Лондоне. А вы уже сами извольте сюда ехать. Или однажды некая косметическая фирма решила выпустить аромат с названием его альбома и соответствующим позиционированием. Принс должен был их всячески пиарить, приходить на встречи и топ-вечеринки. Менеджмент артиста дал добро. Стоит ли говорить, что Принс не выполнил ни одного пункта из заключенного договора? Принс конечно же великий не только музыкант, но и сонграйтер. Но один из важнейших элементов обаяния его музыки — это, конечно же, «обертка». Аранжировка то есть. Вот здесь он просто какой-то бог. Своими монолитными альбомами он создает не только звучание современности, он погружает вас в культурную аллегорику: здесь звучит как Марвин Гай, а вот определенно кусок а-ля Парламент/Фанкаделик, а здесь конечно же Слай Стоун слышится, а здесь уже что-то совсем ни на кого не похожее, что-то радикально современное. Все это в очередной раз доказывает, что вы слушаете пластинку великого артиста и настоящего художника от звука.

]]>