Я не думаю, что мы сможем согласиться полностью. Для меня музыка Коллинза и есть музыка 80-х. Такими я их воспринимаю. Для многих, да, наверно, для большинства людей из 60-х родом, все 80-е кажутся временем провала. Классический рок умер, на смену ему пришло черти что. Я сам прошел через такой этап отрицания. Сольный Коллинз был одно время для меня как грелка для тузика. Хэкетт сразу пошел на ура, Гэйбриел с некоторыми оговорками. Но только не Коллинз. Но, что интересно, Genesis эта оценка не касалась. Я слушал их альбомы по мере их появления примерно с And Then There Were Three и безоговорочно принимал их. Для меня Genesis с Коллинзом и Коллинз без Genesis были антиподами. Тут намедни я прочитал чье-то мнение, что с уходом Гэйбриела из группы ушел разум, а с уходом Хэкетта - сердце. У меня тогда по этому поводу была своя теория. Я считал, что первый Genesis играл для Бога, второй (коллинзовский) - для людей. Я любил оба, на разница была налицо. А потом под влиянием моей тогдашней супруги, профессионального музыканта, влюбившейся в Коллинза, я стал слушать его чаще, и, наконец, он меня пробил. Фил оказался очень тонким психологом. Его тексты работают: они предельно просты, предельно доходчивы и очень опасны. Они способны ранить. Ранний Genesis создавал чудесную музыку и отвлеченные истории о фонтанах Саламакиса, гигантских сорняках, битвах в лесу Эппинга, старом короле Коле. Это были сказочки на ночь. А Genesis 80-х запел о том, что происходило со мной и моими близкими. Только недавно я обнаружил, что Коллинз постепенно становился основным автором текстов группы. Бэнкс и Разерфорд поняли, что его тексты работают гораздо лучше. Они понятней и ближе людям. Они тревожат, трогают потаенное. И соответствуют той музыке, которую им хотелось писать. На смену Гэйбриеловской "щекотке, взявшей свою корюшку" пришло "Пожалуйста, не спрашивай, как я себя чувствую, всё хорошо". Genesis стали ближе. А музыкально Genesis остались несоизмеримо интересней многих и многих. Для меня они запараллелились с The Beatles. Nowhere Man и Man on the Corner. Коллинз стал писать Ленноновские тексты. Я не говорю, что они стали большими поэтами, в большой англоязычной поэзия уже давно преобладает тенденция к усложнению. Но они стали vox populi - гласом народа. Но я никогда - ни тогда, ни сейчас - не воспринимал Genesis как группу Коллинза. Для меня всегда её олицетворением был Тони Бэнкс - безупречный джентльмен с пентатоническим "чайковским" мышлением, гармонизировавшим всё, что приносилось в группу. Самым близким к нему по направлению мне кажется Хэкетт, может. поэтому они как равнозаряженные частицы разбежались. Потом все остальные. Роль Бэнкса в гармонизации разных начал. Сольно он наименее успешен, но в группе именно он ответственен за волшебство результата. В 90-е Коллинз, уйдя из Genesis, стал занудным. Его расцвет - время совмещения, сотрудничества с Бэнксом и другими. Коллинз 90-х на порядок скучней Calling All Stations - полноправного альбома для меня. Его беда в том, что Уилсон всё же не тянет на уровень Питера и Фила. Но найти третьего вокалиста им под стать - из области фантастики. Поэтому я останусь при своем. Для меня весь Genesis группа Тони Бэнкса. Его дар - объединительный, он умел извлекать всё лучшее, что приносилось в группу и оформлять его.
Можно еще вспомнить Deep Purple, AC/DC и т.п., но там не было смены стиля. А в составах Fleetwood Mac я давно запутался. И, наверно, нигде больше вокалисты не становились оба суперзвездами сами по себе.
Даже в попытке определить общую позицию, я не соглашусь, что стилистика группы изменилась по причине влияния сольного творчества Коллинза. Я убежден, что оно изменилось под влиянием Zeit Geist - духа времени. Когда Пол в середине 60-х подписывал песни, подаренные тем же Питеру и Гордону, он использовал неизвестный псевдоним. Но, несмотря на неизвестное имя автора, песни занимали первое место в хит-параде. Пол чувствовал дух времени и в какой-то степени его определял. Фил Коллинз в 80-е был единственным реальным конкурентом Майкла Джексона. Естественно, это означает, что он тоже идеально ощущал этот самый пресловутый дух. Но ведь и Майк и Тони его чувствовали. Они нащупывали этот стиль уже на Wind & Wuthering, на And Then There Were Three. "Follow You Follow Me" они признавали исторической, поворотной в карьере группы. После её выхода в свет на концерты Genesis пошли девчонки. Бэнкс, автор Follow You, и сейчас гордится этим обстоятельством. И в комментариях в буклете к объединительному концерту Тони повторяет, что концерты эпохи Гэйбриела проходили на непонятных площадках, которые частенько оставались незаполненными, а на концерт в Милтон-Кайнс десятки тысяч билетов разлетелись мгновенно. Им всем нравился успех. Они долго шли к нему и, наконец, подобрали ключик. Это было общее звучание группы. Вернусь к примеру с Маккартни. Можно ли утверждать, что Битлз менялись исключительно под влиянием Пола? Вряд ли. То же самое я могу сказать и о Genesis. Они нашли рецепт успеха и следовали ему, а личный успех Коллинза был хорошим дополнением к развитию группы. Genesis в 80-е менялись под влиянием времени, и эти изменения в равной степени зависели от всех троих. И они, в свою очередь, влияли на стиль сольного Коллинза. А понятие "коллинзовский Genesis" обсуждению не подлежит. Фил был фронтменом, то есть лицом группы. Уникальность Genesis еще и в том, что в истории группы были два выдающихся фронтмена, и по их именам принято определять этапы в истории группы. Я вот сомневаюсь, что когда-нибудь будут говорить, к примеру, о Queen Меркьюри и Queen Ламберта, и, честно говоря, не могу припомнить еще одну великую группу, пережившую такую смену фронтмена, стиля и т.п. Или другую группу, где практически все участники сделали блестящую сольную карьеру. На Mike & the Mechanics тоже Фил влиял или время?
Мне, напротив, Surrender of Silence показался лучшим альбомом Стива, пожалуй, со времен To Watch the Storms. Мощная, очень разнообразная музыка, в которой симфонический оркестр выступает не в качестве аккомпанемента электрическим инструментам, а как равноправный участник действа. The Obilerati - итальянская история, рассказанная на мотив Прокофьевского "Ромео и Джульетты", Relaxation Music for Sharks - драматическая сюита для оркестра, под которую реально релаксировать только в процессе поедания акулой. Wingbeats легко представить себе на любом альбоме Гэйбриела, начиная с третьего, в том числе, и на Passions. Фантастический дуэт органа и саксофона в The Devil's Cathedral, такого сочетания тембров я еще никогда не слышал. Соло Содирхона Убайдуллоева на дутаре в Shanghai to Samarkand. Хорд-роковое Лисье танго (Fox's Tango), переходящее в египетский Day of the Dead`со всеми его гробницами и звероголовыми богами. Я, не раздумывая, взял себе двойной винил в комплекте с компактом на все случаи жизни. То есть, естественно, музыка может кому-то не понравиться, но то, что это самый разнообразный альбом Хэкетта - несомненно.
Кстати, и в комментариях в буклете Майк оказывается наиболее конкретным из всех: I don't think I'd want to go out and play most of the old songs if it wasn't for a one-off evening. That's why it's important that it's just one show and not a series. (Я не думаю, что мне бы захотелось выйти и сыграть большинство из этих старых вещей, если бы речь шла не об одном вечере. Поэтому важно, что это только один концерт, а не серия выступлений.) Не больно-то ему нравилось играть "старьё", новый Genesis явно нравился ему больше.
Жаль, что не пристегиваются фото. Надеюсь, скоро всё поправится, тогда смогу выложить "документ". Это еще к вопросу о "доминировании" Фила. У меня есть родной буклет единственного объединительного концерта Genesis 2 октября 1982 года в Милтон-Кайнс "Six of the Best", где, как известно, произошло воссоединение с Гэйбриелом для поддержки WOMAD. На одном из разворотов буклета воспроизведены "все" альбомы, имеющие отношение к событию, то есть, все номерные Genesis, первые четыре Peter Gabriel, "Smallcreep's Day" Разерфорда, "A Curious Feeling" Бэнкса, разумеется, ни одного сольника Стива, и, самое забавное, ни малейшего упоминания о Face Value Коллинза (Hello, I Must Be Going выйдет через три недели). Вот вам и "лидерство" Фила.
>в студию надо приходить с заготовками - уже найденными замечательными >идеями, которые приходят не вдруг, и которые надо "отлавливать" в течение длительного >периода времени.
Полистал автобиографию Фила и обнаружил, что ничего никуда не девалось. Фил вспоминает процесс рождения двух начальных вещей альбома Genesis 1983 года "Mama" и "That's All". Первая явилась результатом увлечения Майка "новой игрушкой" - электронными барабанами. Он принёс в студию рисунок ударных, ставший основой будущего хита. Это была первая большая Linn Drum Machine. Майк так описывал процесс: Я сделал нечто, до чего не додумались бы американцы. Включил драм-машинку в свой маленький гитарный усилитель и выкрутил на максимум громкость так, что усилитель подпрыгивал на стуле. "What the English do well is take a sound and fuck it up". "That's All" тоже домашняя заготовка, на этот раз Бэнкса. Тот пришел в студию с "piano riff", из которого выросла первая песня Genesis, попавшая в первую десятку США, Что здесь интересно? Во-первых, то, что обе песни у большинства прочно ассоциируются именно с влиянием Фила, во-вторых, что электронные барабаны - одна из главных улик в обвинительных речах в его адрес. Выясняется, что это не то, что не так, а совсем не так. И, наконец, в-третьих, что в студию они приходили всё же не пустыми, а с "домашними заготовками"
История довольно темная. Очевидно, что Джон Бонэм и Кейт Мун - герои юности Фила. Им он стремился подражать, у них учился, и их ранний уход в течение двух лет был для него потрясением. Много позже он узнал, что они тоже приняли его. Джейсон Бонэм рассказывал, что папа обучал его, приводя в пример и заставляя разучивать партию Фила в Turn In On Again. В 1978 Коллинз действительно предлагал Тауншенду свои услуги, но тут их версии разнятся. Тауншенд вспоминает, что Фил хотел совмещать работу в Genesis и The Who, что не устраивало Пита, а позже, когда Коллинз сказал, что готов уйти из группы, было уже поздно, Кенни Джонс был уже официально приглашен. Фил же утверждает, что Тауншенд сразу отказал ему, поскольку Кенни был его другом и ему уже было обещано. Тем не менее, дружить они продолжали, и Коллинз сыграл с The Who на концерте Princess' Trust, а в 1989 дважды исполнил в Tommy роль дядюшки Эрни, ту самую, которую в своё время играл Мун. Ну и, на Angry Макки Пит и Фил сыграли вместе. И про Зеп известно, что Фил играл с ними на Live Aid, играл на первых двух сольниках Планта и т.п. Почему Фил хотел в The Who, он не поясняет. Разве что - герои юности, чья энергетика соответствовала его темпераменту. Можно предположить, что к 1978-му Фил не прочь был забросить микрофон и нырнуть обратно за барабаны. По крайней мере, тогда (да и позже) он предпочитал позицию за барабанами обязанностям фронтмена. Там ему было комфортней. А наличие Долтри избавляло его от такой необходимости. Но это мои мысли. Что было на самом деле, я не знаю. Вообще, конец 70-х - время раздрая и метаний Коллинза.
>в студию надо приходить с заготовками - уже найденными замечательными >идеями, которые приходят не вдруг, >и которые надо "отлавливать" в течение длительного >периода времени.
Abacab они писали 14 недель при ежедневном 12-14 часовом рабочем дне. Трудно представить более длительный период времени.
>с особым пиететом из всех участников Genesis отношусь именно к Бэнксу
О себе я не говорил бы столь категорично, но почти все мои самые любимые вещи Genesis принадлежат авторству Тони.
Я бы сказал иначе. В 80-е весь прогрессивный рок "ушёл" из прогрессивного рока, по крайней мере, такого, каким он был в 70-е. И, как оказалось, "уход" получился очень успешным. "90125" у Yes, нововолновая трилогия у King Crimson, Asia с ее одноименным первым альбомом, GTR - совместный успешный проект Хэкетта и Хау, наконец, новые лидеры прога Rush и Marillion. Genesis были в общем русле, а отличала их наибольшая успешность, связанная, безусловно, с триумфальным шествием сольного Коллинза. Все же все помнят, что он один из всего лишь трех музыкантов в истории современной музыки, продавших более ста миллионов пластинок и как участник группы, и как сольный исполнитель вместе с Маккартни и Джексоном. Думаю, многие мечтали бы оказаться в такой компании. Россия, правда, отличается от остального мира по многим показателям. Ни Genesis, ни Коллинз у нас никогда не были так популярны, как в остальном мире, но объяснить этот феномен я не возьмусь. В то же время в концертах классические вещи 70-х продолжали звучать и в 80-е. В Three Sides Live (варианте с четырьмя "живыми" сторонами) классика раннего Genesis звучит вполне органично. То есть я вообще не считаю, что они изменили себе, они изменились в соответствии с духом времени и вдруг оказались самой успешной группой из всех лидеров классического прога. И, хотя и в более завуалированной форме они продолжили создавать "длинные" вещи, только не объединяя их под одним названием, как в Supper's Ready, а разделяя (первая часть Duke, две части Home By The Sea) и иногда сохраняя классическую форму (Domino, Fading Lights). То, что мы называем поп-прог, было, в общем-то, определенным развитием прога в 80-е.
Я, в сущности, не спорю. Глупо было бы отрицать или преуменьшать роль Коллинза в позднем Genesis. Просто меня немного достало стремление людей, не принимающих этот период, обвинять во всем исключительно Фила. Таких, слава Бога, абсолютное меньшинство, но тем не менее. Другое дело, что метод создания новых песен в процессе совместного джема становится в 80-е важнейшим, и тут трудно установить меру участия каждого в процессе рождения. Никто не обращает внимания на то, как Бэнкс влиял на сольного Фила, все говорят об обратном. Тем не менее история с Behind The Lines очень показательна. Эта вещь единственная, появившаяся и на альбоме Genesis и на сольном альбоме Коллинза. Бэнкс придумал саунд синтезатора, имитирующий духовую секцию, и именно это вдохновило Фила переписать эту вещь, пригласив реальную духовую секцию Earth Wind & Fire. С одной стороны, он получил звук, близкий к его любимому Мотауну, с другой, подсказал ему этот путь именно Тони. Исходя из хронологии, можно утверждать, что не Коллинз повлиял на Genesis, а Бэнкс на сольного Фила. При записи Duke самым важным вкладом Фила было то, что они репетировали и сочиняли в его доме. Но при этом все же поглядывали свысока. Фила дико обижал тот факт, что позже Тони даже не вспомнил, как Коллинз показывал ему In The Air Tonight, которую тот считал своей лучшей и самой значимой вещью. Интересно, что Томпсон, отсутствовавший на записывающих сессиях, помнит демо-версию и отмечает её, хотя она была еще без прописанных барабанов, а Тони не помнит. Вообще я крайне слабо представляю себе Бэнкса и Разерфорда, играющих что-либо, что им не по душе. Думаю, что успех Коллинза безусловно повлиял на группу, но не был решающим. Тот же Разерфорд утверждает, что Фил впервые запел как настоящий вокалист именно на Duke, и именно тогда сложился звук, который определил следующее десятилетие. Тони и Майк признали Фила своим и равным, чего никогда не было со Стивом. Но никто из них ни на секунду не признавал превосходства Коллинза. Как бы то ни было, они отцы-основатели группы, и это был их проект. И при всем этом Фил, по примеру Ринго, оставался единственным, кто на протяжении всей истории группы оставался в дружеских отношениях и с Гэйбриелом, и с Хэкеттом, и с Бэнксом, и с Разерфордом. Они и сейчас утверждают, что остаются ближайшими друзьями.
В фильме Стинга Bring On The Night продюсер Коплэнд (брат барабанщика из Police) объясняет, почему Стинг получает больше, чем любой другой музыкант из его группы. Если завтра заболеет, к примеру, клавишник, сколько человек сдадут билеты на концерт? А если Стинг? В этом и разница. Calling All Stations провалился не потому, что это плохой альбом, а потому что публике не нужен был Genesis без Коллинза. Заменить его мог только Гэйбриел, но при этом, уверен, продажи бы упали. Гэйбриел запечатлен в памяти с группой у поклонников со стажем, а их в его эпоху было сравнительно немного. Его успех и узнаваемость для большинства никак с Genesis не связаны. А Коллинз - главное лицо группы, с которым произошли все успехи и все неудачи группы, в которых он повинен и неповинен. Без Коллинза сегодня на Genesis никто бы не пошел (кроме трех с половиной калек, таких же, как Фил сегодня). Гастроли очень дорогостоящая вещь, стоимость проведения концерта на большой площадке со всей аппаратурой, светом, лазерами, обслугой. монтажом и пр. стоит сотни тысяч долларов, если не больше. А тур Calling All Stations реально был убыточным и его американскую часть попросту отменили. Я тоже не очень понимаю, зачем нужен этот тур с абсолютно больным Филом, но читаю отзывы людей, уже посетивших концерты в том же Бирмингеме. Они в восторге. Наверно, уже не важно, как поет Коллинз, важно, чтобы он просто был. Без него сама идея тура была бы абсурдна.
Мне кажется, главная ошибка в рассуждениях заключается в том, что смену направления группы многие связывают с Коллинзом, а это не так. Решительный поворот произошел уже на And Then There Were Three (смена долгих композиций на короткие и первый хит Follow You Follow Me), когда Фил почти не вмешивался в политику группы и совсем ничего не сочинял. И в 80-м он свои первые песни понес именно в группу, но ту же In The Air Tonight Тони зарубил на корню. Duke вышел почти на год раньше, чем Face Value, слава сольного Коллинза началась, когда Abacab уже был в процессе работы. Бэнкс утверждал, что успех Коллинза никак не повлиял на концепцию альбома. То есть перемена курса произошла до оглущительного успеха Фила. Это было сознательное решение всех музыкантов и, в первую очередь, Тони и Майка.Тур 1980 позволил им купить собственную студию The Farm, они почувствовали прелесть успеха и стали его развивать. Тони неоднократно называл своим любимым альбомом Genesis "Invisible Touch", и понять его можно. В конце концов, если последний концерт тура The Lamb Lies Down во Франции им пришлось отменять из-за того, что не было продано ни одного билета, в 1986 они четыре вечера подряд собирали полный Уэмбли. В отличие от большинства прог-групп Genesis не только не пострадали от прихода панка, а выиграли больше всех. И в сольной карьере самым верным 70-м остался один Хэкетт и то с провальным для него перерывом в 80-е. К Гэйбриелу успех пришел с альбомом So, у которого преобладающее поп-звучание, Майк и Механики - не рок, а поп-группа. Бэнкс тоже сольно не пытался сочинять или играть что-то похожее на Firth Of Fifth, такое он изредка позволял себе только в Genesis (Fading Lights и т.п.), при Коллинзе, а не без него. Разумеется, роль Коллинза в 80-е возросла, но и он не был больше барабанщиком, он был фронтменом, автором песен и хитмэйкером. Но это не значит, что он давил кого-то своим авторитетом. При планируемом реюнионе он вообще хотел опять сесть за барабаны, а микрофон отдать Питеру. Очевидно, что коренные перемены в Genesis произошли при участии Коллинза, но не под его давлением. Основными авторами композиций группы до конца оставались Тони и Майк. И из судьбоносных решений большинство Коллинза известно только в переходе на более короткие вещи, где он вместе с Разерфордом одержал верх над Тони. Но именно Тони устраивал разносы Гэйбриелу, требуя строго соблюдения гастрольного графика, составлявшегося без учета семейного положения Питера. Тони и Майк постоянно давали понять Стиву, что он засланный казачок, и отвергли его возвращение. Майк отшил Томпсона и Стюрмера, друзей Фила. Таких примеров десятки и в книге Фила, и Стива, и в книгах о Питере. Политику группы определяли Тони и Майк.