Simon Vouet (1590 - 1649)
----------------
Французский художник. Творческая деятельность
Симона Вуэ делится на два периода: пребывание в Италии, которое заканчивается в 1627, когда художник возвра-
щается во Францию, и парижский период, длившийся с 1627 до смерти художника. В критический момент в
истории французской живописи Вуэ стал первым живописцем своей страны и короля Людовика XIII, большого любителя современной живописи. Его
молодость, подобно многим его французским современникам. Виньону, Пуссену, Клоду Лоррену, Валантену, была полна приключений. Сын живо-
писца Лорана Вуэ, о котором почтиничего не известно, Вуэ побывал в Англии, потом в Константинополе (1611-1612) и Венеции (1612-1613). Пребывание в Италии. Вуэ прибыл в Рим в 1614 и оставался здесь, за исключением краткого пребывания в Генте в 1620-1621, вплоть до возв-
ращения во Францию. Но на протяжении всего этого времени он не терял связей с Францией (так, в 1618 он
получил королевскую пенсию). Он общался как с иностранными художниками в Риме, Пуссеном, Мелланом и
др., так и с итальянцами, достаточно видными в то время. В 1624 по странному стечению обстоятельств (к этому были причастны два караваджиста - Антиведуто Грамматика и МаоСалини) художнику было преложено возглавить Академию св. Луки. В том же году его реноме было подтверждено заказом для собора св. Петра, от
этого заказа до нас дошли лишь эскизы (Великобритания, частное собрание). В том же 1624 Вуэ участвует
в оформлении ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1626 он женится на Вирджинии да Веццо, искусной миниатюрист-
ке, и получает приказ вернуться во Францию. Его римское творчество известно достаточно хорошо. Это кар-
тины для церквей (<Рождение Марии>, 1618-1620, Рим, ц. Сан-Франческо а Рипа, <Распятие>, 1621-1622, Генуя,
ц. иль Джезу, <Благовещение>, 1622-1623, погибла в Берлине в 1945; <Обрезание Христа>, 1622, Не-
аполь, ц. Сант-Анджело а Сеньо; украшение капеллы Алалеони, 1623-1624, Рим, ц. Сан-Лоренцо ин
Лучина; <Явление Мадонны св. Бруно>, 1626, Неаполь, ц. Сан-Мартино; <Апофеоз св. Людовика>, написана в
Венеции в 1627, Дрезден, Картинная гал.) и ряд станковых произведений (<Влюбленные>, 1617-1618, Рим, гал.
Паллавичини; <Гадалка>, Оттава, Нац. гал.; <Св. Иероним и ангел>, Вашингтон, Нац. гал.; <Побежденное время>, 1627, Мадрид, Прадо), а также серия восхитительных портретов, свободных по фактуре и очень непосредственных (Рим, гал. Паллавичини; Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха; Арль, музеи; Лион, Музей изящных искусств). Д'Аржанвиль писал о Вуэ: <В Риме он следовал манере Караваджо и Валантена>, - но большие картины художника демонстрируют также и превосходное знание болонских мастеров, в частности, Ланфранко, и других важный художественных течений, царивших в те годы в Италии. Перед возвращением во Францию Вуэ изменяет свой стиль (об этом свидетельствует картина из Прадо, 1627) - от <темной манеры>, которая так импонировала ему в Риме, он переходит к светлой манере. Французский период. Развитие творчества Вуэ во Франции проследить гораздо труднее, столь многочисленны были его заказы (картины для церквей, большие декоративные
ансамбли, картины для любителей искусства). Эти ансамбли (например <Знаменитые люди>, написанные для
дворца Ришилье, ныне Пале-Рояль, ок. 1636-1638) были разобраны, а картины для церквей перенесены или
погибли. Кроме того, все большую роль в его творчестве играла его мастерская, в которую входили, в частности, Франсуа Тортеба и Мишель Дориньи, женившиеся на двух дочерях художника, а также его брат, Обен Вуэ, Луи и Анри Тестелен, Никола Шапрон, Шарль Пурсон и многие др. Все это делает практически невозможным анализ стилистической эволюции Вуэ. Несколько дат тем не менее позволяют лучше изучить его творческую биографию: в 1638 умерает его жена, и он женится снова, в 1640. когда в Париж возвращается Пуссен, Людовик XIII произнес свои знаменитые слова: <Ну, теперь Вуэ попался>. Вуз умер в 1649, когда два самых талантливых его ученика Лесюер и Лебрен - начали оспаривать лидерство во французской художественной школе. К этому моменту он в декоративном и ярком по колориту стиле исполнил ряд заказов (замки Шилли, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло. Видевиль, парижские отели Бюльон, Сегье, Перро, Бретонвилье и Тюбёф). Эти же принципы он перенес и в свои станковые произведения, многочисленные <Мадонны с младенцем>, широко распространенные благодаря гравюрам, мастером которых он стал. Лучшие произведения парижского периода - это большие аллегорические композиции (<Сатурн, побежденный Амуром>, <Венера и Надежда>, Бурж. Музей изящных искусств) и религиозные картины (<Успение Марии>, Париж, ц. Сен-Никола-де-Шан, <Мученичество св. Евстахия>, Париж, ц. Сент-Эсташ, <Апофеоз св. Евстахия>, Нант, Музей изящных искусств, <Распятие>, Лион. Музей изящных искусств, <Апофеоз св. Людовика>, Руан. Музей изящных искусств: <Искушение св. Евстахия>, Гренобль, Музей изящных искусств: <Отдых на пути в Египет>, там же, <Св. Карл Борромей>. Брюссель, Кор. музей изящных искусств; <Принесение во храм>, Париж, Лувр). Им нередко предшествовали замечательные рисунки (два альбома - Париж, Лувр). Эти произведения представляют собой французский ответ на <классический> стиль болонских и римских мастеров. В этом смысле, роль Вуэ оказывается исключительно важной. Его достойным преемником стал Лебрен, чье творчество связано уже с другим временем и другим королем. Более, чем кто-либо другой, Симон Вуэ способствовал превращению Парижа эпохи Людовика XIII в художественную столицу Европы. Значительная выставка Вуэ прошла в 1990 (Париж, Гран Пале).
https://yandex.ru/images/search?text=simon vouet %D1%..
Картина: "The Rape of Europa"