К 25-летию со дня проведения первых Тартуских дней музыки 20.04.2004 в газете "Postimees" журналист Виллу Пяярт опубликовал материал "Kuidas Tartu tosin aastat Eesti rocki meka oli" .
Как Тарту дюжину лет был Меккой рока.
В первый раз зал был наполовину пуст. Ну,оптимист скажет ,что наполовину полный. И что-то случилось с Йоэлем Стейнфельдом. Студенческая страница газеты "Edasi" писала, что поведение Стейнфельда на сцене возмутило зрителей. Университетская газета сообщала,что публика не поняла,что происходит: "Пытался "солист " играть в эксцентричного Фрэнка Заппу или показать свою экзотичность,мы не знаем". Также университетская газета заметила,что " в рамках дней дружбы народов была сделана колоссальная попытка разродиться впервые в Тарту днями рок-музыки.
Что из этих трёх майских вечеров 1979 года получится то,что в течение 80-х будет определять лицо целого поколения,музыкальный вкус и мировозрение,не мог тогда никто предполагать.
В зале сидел Яан Хабихт,потративший немного времени на развлечение при написании дипломной работы.Спустя только год он станет конферансье Тартуских дней музыки и будет им оставаться до их окончания в начале 90-х.
Стейнфельд и группа Doktor Friedrich понравились Хабихту первыми,как он вспоминает:"В этом было нечто, чего в Тарту не было.Как в музыке,так и в подаче исполняемого."
В то время студент журфака Эрки Берендс вспоминает,что за сценой серьёзно рассуждали,как Стейнфельда вообще пустили на сцену." Он был пьян". Это был первый скандал на Тартуских днях музыки.Хотя такого названия ещё не было,рекламировался концерт эстонских ансамблей в Ванемуйне. И сам концерт больше ничем Хабихту особо не понравился.Сильви Врайт тоже 1979 год больше запомнился поездкой а Ленинград на всесоюзный конкурс артистов эстрады,чем этими вечерами,родившими Дни музыки.
Вместе с Фикс Врайт была первой,кто поднялся тогда на сцену концертного зала.Критика в Университетской газете то выступление Фикс не пощадила:к сожалению играли постоянно в одной и той же манере.Отсутствует творческий подход к каждому выступлению.
Весной 1979 года Рейн Ланг был студентом-юристом 4 курса.Он вспоминает,что вначале получалось всё путано-нужно было делать рок-фестиваль.Но фестивалю нужна была крыша:две первые попытки сделать рок-фестиваль закончились скандалом.Проходившие в середине 70-х в Эльва и Вильянди концерты под давлением властей прерывались на половине ноты.Поэтому проводившиеся весной дни дружбы народов,известные сейчас как весенние университетские дни,стали хорошей крышей."Мы хотели показать хорошие эстонские рок-бэнды гостям, прибывавшим сюда из Ленинакана,Петрозаводска и других мест",говорит Берендс.
Список выступавших на TRÜ Rock 1979 групп,представленный на сегодняшних дисках Эстонского золотого фонда,довольно разнообразен.Silvi Vrait и Fix, Joel Steinfeld и Doktor Friedrich, Rein Rannap, Gunnar Graps и Magnetic Band, нынешний министр обороны Margus Hanson и Rentaablus . И конечно Ruja.По мнению гитариста Яануса Ныгисто Руя была здесь на своей абсолютной вершине. "Вещами,с которыми мы здесь выступали,можно гордиться и спустя 25 лет".У тартуских концертов была особая атмосфера.Композиции Руя были такими сложными,что публика сидела как на концертах классической музыки.
«Ei mullast» Маргуса Каппеля /Хандо Руннеля публика оценила лучшей.Следующими были «Ootamine ja olemine» и «Kuplee» Яануса Ныгисто.Руя с большим преимуществом выиграла главный приз,Урмас Алендер стал лучшим солистом.
Рейн Ланг вспоминает,что когда была исполнена в концертном зале Ванемуйне «Ei mullast»,стало ясно,что нужно продолжать.
Всё,чем продолжилось ,была только шикарная,но закончившаяся песня.
В середине 1980-х лучшие эстонские ансамбли стали кружить по Советскому Союзу,но в определённое время они всегда все собирались в Тарту -Дни музыки нельзя было пропустить.К Тарту все специально готовились,и публика благодаря этому всё получала в лучшей форме.
Только спустя несколько лет после первой ласточки потребовался на рабочем столе главного распорядителя Музыкальных дней Рихо Иллака план зала ,где на каждом кресле было написано имя.В зал хотело попасть в пять раз больше народу,чем он вмещал. Ланг:"С 1983 года там собирался весь тартуский истэблишмент.Один известный музыкальный деятель,не попавший на сцену,обещал мне хорошо заплатить за пригласительный билет.Велико было его удивление,когда он узнал,что заплатить невозможно и в зал попасть тоже нельзя.Предлагаемые суммы были для того времени астрономические-50 рублей.
В середине 1980-х Иллак отправил одного члена организационного комитета со спецзаданием в Москву.Хотелось фестиваль вывести из стен Ванемуйне на улицу,и это получило название "Концерт мира".Из Москвы были доставлены голуби мира.
На прошедших в 1988 году концертах на свежем воздухе впервые были исполнены пять патриотических песен Ало Маттийзена и впервые за много лет в воздух взмыли десятки сине-чёрно-белых флагов.За месяц до этого на днях защиты старины триколоры были ещё под запретом. Только ставшие седовласыми,пузатые и перевалившие за 50-летие мужики смогли получить концерт Джо Кокера в Хаапсалу.За Дни музыки.Это было делом их поколения.
А тогда,20 апреля 1979 года,нынешний министр культуры Урмас Пает кушал торт на своё пятилетие,а участниц Vanilla Ninja не было вообще ещё на свете.
Подпись к фото: "Этот шпагат Гуннара Грапса не относится к Тартуским дням музыки 1979,первая попытка не была запечетлена на фото.Поэтому приходится довольствоваться исполнением,состоявшимся пару лет позже."