Не хочется утомлять организационными подробностями, но скажу, что мы прождали перед запуском около часа, потом зашли в свой стоячий сектор (в один из первых рядов), подождали еще два часа, потом послушали довольно сомнительного польского пианиста (который потом еще раз вышел на сцену, чтобы сыграть с Гилмором Girl In The Yellow Dress), и, наконец, дождались самого концерта.
Гилмор поприветствовал всех. Вместе с ним был верный Гай Прэтт, а также, неожиданным образом, два замечательных клавишника - Грэг Филингейнс и Чак Лавелл. Других имён я не запомнил, но каждый был на своем месте и дела свою работу безусловно профессионально. Меня очень порадовал вокал Дэвида. С годами он стал чуть более хриплым, но эта хрипотца даже кажется по своему приятной. Но главное, его голос не растерял силы, ему не нужно прятать свой вокал за инструментами, и вокал всегда находился на самом переднем плане.
Во время концерта я понял несколько вещей, очевидных и не очень. К очевидным относится тот факт, что у людей из Pink Floyd действительно был удивительно высокий уровень требований к себе. По этой причине они стали великой группой. И ты понимаешь, что с годами эта планка требований ничуть не снизилась. Да, ты понимаешь, что из-за этой планки они иногда выпускают слишком совершенные, слишком безжизненные альбомы, что им сложно сделать что-то простое и допустить на свою пластинку какой-то случайный или неправильный звук, но что эта планка, это их видение требований к самим себе - абсолютно такое же, как и сорок лет назад. И это проявляется во всем - от общего подхода к концертам, когда концерты вообще не разбрасываются на ветер, и до каждой ноты концерта, когда не играется ничего лишнего. Но зато всё, что играется, ты можешь прекрасно слышать, потому что люди постарались и сделали действительно прекрасный звук, который редко можно услышать даже в хороших концертных залах, не говоря уже про городскую площадь с совершенно нулевой акустикой.
Еще одна очевидная вещь заключается в том, что студийная музыка Pink Floyd и, по этой же традиции, сольного Гилмора настолько технически совершенна, что нет почти никакой возможности (и главное, надобности) каким-то образом менять ее на концерте. Тем не менее Дэвиду и сопровождавшему его на ряде вещей оркестру удалось на ряде вещей сделать несколько интересных изменений, которые не звучали как искусственный новодел или что-то высосанное из пальца.
Кроме того. Именно по причине всего этого технического совершенства я всегда считал концертники Pink Floyd (да и Гилмора) довольно скучной штукой. То есть действительно, далеко не всегда понятно, чего такого они могут прибавить к восприятию уже известной музыки. Как оказалось, с концертом другое дело. Во первых, это, конечно, ощущение того, что вот эта вот супер-совершенная прекрасная музыка может извлекаться на свет живыми людьми прямо на твоих глазах. И даже если эти люди находятся где-то на периферии видимости, это риалтаймовое чувство всё равно ощущается в звуке. Только в живом звуке - на записи оно пропадает.
И еще кроме того. То, что еще пропадает - это ощущение удивительной силы, физической мощи гитары Дэвида. Эта мощь кажется совершенно несовпадающей с его возрастом, с его постарелым лицом и седой бородой. Но она есть, её слышишь и чувствуешь. Это позволяет совершенно по-новому воспринимать все его давно знакомые гитарные соло - а сыграно было всё, что нужно и даже больше. Когда в какой-то момент он довольно неожиданно начал играть песню Sorrow, было ощущение, что воздух начал вибрировать, что это супернизкое, просто утробное гитарное соло, просто ввинчивается тебе в грудную клетку так, что ощущаешь его всем телом.
Да, на сцене был большой экран, где показывались прекрасные клипы, а иногда - сами музыканты, позволял видеть, что происходит на сцене. Но всё-таки тот факт, сами музыканты находились где-то на горизонте, что ты не можешь видеть каждое их движение ежесекундно, не можешь видеть весь процесс музыкоизвлечения, взаимодействия, очень сильно мешал восприятию, поначалу почти что превращал живой концерт в прослушивание одного из этих скучных концертников, но уже через некоторое время ощущение того, что музыка творится здесь и сейчас, и вот эта абсолютно живая физическая сила гитары Дэвида всё-таки помогли преодолеть этот барьер. У меня появилось ощущение, что я нахожусь на концерте и погружаюсь в музыку, а не просто смотрю огромный телевизор.
Гилмор сыграл более чем трехчасовой концерт с небольшим антрактом и одним бисом. Когда ближе к концу настала очередь Time, и я наконец услышал это замечательное соло и осознал, что я присутствую при его очередном рождении, к горлу подкатил комок. Юношеская мечта наконец сбылась. Приятно обнаружить, что ты еще не разучился удивляться.
Да, и пожалуй, это действительно был очень европейский концерт. Очень аккуратный, очень правильный, очень цивилизованный. Наверно таким, каким и должен быть концерт в европейской столице культуры. Во Вроцлаве осталась Европа и Дэвид Гилмор. А мы поехали к себе домой. С приятными воспоминаниями, конечно.
That's all, folks.
Ну и собственно сетлист.
Set 1:
01. 5 A.M. (with orchestra)
02. Rattle That Lock (with orchestra)
03. Faces of Stone (with orchestra)
04. Wish You Were Here
05. What Do You Want From Me
06. A Boat Lies Waiting (with orchestra)
07. The Blue (with orchestra)
08. Money
09. Us and Them
10. In Any Tongue (with orchestra)
11. High Hopes (with orchestra)
Set 2:
12. One of These Days (Premiere)
13. Shine On You Crazy Diamond
14. Dancing Right In Front of Me (Premiere, with orchestra)
15. Coming Back To Life
16. On an Island (with orchestra)
17. The Girl In the Yellow Dress (with orchestra and featuring Leszek Możdżer)
18. Today (with orchestra)
19. Sorrow
20. Run Like Hell
Encore:
21. Time
22. Breathe Reprise
23. Comfortably Numb
http://the-slider04.livejournal.com/935285.html