В Лондоне прошла выставка известного рок-фотографа Наташи Васильевой-Халл.
Наташа Васильева в отечественной рок-фотографии - фигура легендарная. Еще в первой половине 70-х она оказалась в кругу только зарождавшегося тогда рок-движения.
Петь или писать песни или играть на гитаре она не умела, да и не женское это было дело по тем суровым, романтическим и далеким еще от феминизма временам. Зато была у нее подаренная родителями то ли на пятнадцати-, то ли на шестнадцатилетие полудетская простейшая "Смена". Вот тогда-то она и начала снимать, не думая ни о профессии, ни об истории, ни даже особо о сохранности снимков.
Снимков, тем не менее, сохранились многие тысячи. Часть из них - те, что были посвящены главной любви Наташи - группе "Аквариум" - вошли в изданную несколько лет назад книгу "20 лет с Аквариумом". А вот выставок, персональных, во всяком случае, пока не было. В советские годы - по понятным причинам. Потом как-то тоже руки не доходили, а в 1995 году и вовсе оказалась в Англии.
Журналы, музыка, книги
Здесь работала с Севой Новгородцевым над первыми номерами музыкального журнала "О!" потом занялась организацией гастролей российских групп в Лондон - тот же "Аквариум", "Калинов мост". Потом создала фирму "White Horse", на которой вышли два альбома Ольги Перри, в том числе ее версия никогда прежде не издававшейся ранней оперы Гребенщикова "В объятиях джинсни" и первый альбом известного теперь в России Vermicelli Orchestra. Не удовлетворившись опытом издания музыки, неутомимая Наташа двинулась в книгоиздание. Ее первый опыт на этом поприще - переведенная на английский язык классическая книга основателя митьковства Владимира Шинкарева "Максим и Федор".
И вот, наконец, выставка. Сегодня, когда ажиотаж и налет сенсационности вокруг первых отечественных рокеров давно спал, становится интересен именно такой взгляд - спокойный, вдумчивый, не суетливый. Из тысяч отобрана сотня, да еще к тому же из этой сотни - два-три десятка к року никакого отношения не имеют.
Деревенские пейзажи, дачные сценки, сцены из семейной жизни, характерные русские типы - контекст, воздух, среда. Русский рок существовал не в безвоздушном пространстве, и не занесен, как бацилла, то ли с Марса, то ли с Запада. Он вырос из этой самой русской жизни.
Да поначалу, собственно, и был-то он всего лишь обычной, ничем внешне не примечательной жизнью. Гребенщиков с Гаккелем в 1974 году на обычной кухне обычной ленинградской коммуналки.
Это потом пошли эпохальные концерты в Рок-клубе, появились костюмы, грим и толпы поклонников. В центре внимания наташиного объектива - главным образом две группы - "Аквариум" и "Кино". Квинтэссенция ленинградского рока. "Аквариум" - бесшабашность и лиризм. "Кино" - романтический героизм и безукоризненный стиль.
Часть снимков - уже лондонского периода. Тот же БГ во время своих многочисленных наездов в британскую столицу, в том числе и в элегантном смокинге на лондонской улице во время съемок Александром Кайдановским клипа к песне "Гарсон номер два". И особняком - британские рок-звезды, те самые герои, подступиться к которым ленинградская поклонница рока в свое время и не мечтала - Мик Джаггер, Роберт Плант, Род Стюарт.
Каждый снимок снабжен короткой, но яркой и все объясняющей подписью. В некоторых - любовь и восхищение, в других - ирония а то и сарказм, в третьих - горькое чувство боли или утраты. Но ни в одном нет равнодушия и холодного профессионализма.
Выставка прошла в здании бывшей шоколадной фабрики, а ныне арт-центре Menier на востоке Лондона. А это уже далеко не первая связанная с Россией выставка в этом уютном зале. А совсем недавно здесь прошел и конкурс русских поэтов. Похоже, арт-центр Menier постепенно превращается в центр русской культуры в Лондоне.
BBC
|