ИЗ ОБЛАСТИ БУТЛЕГОВ
В декабре 1985 года Роджер Уотерс официально известил фирмы "EMI" и "Columbia", а также коллег по группе,
что покидает состав Pink Floyd. Последствия этого решения - два десятилетия размолвки, окончившиеся "фестивальным
воссоединением" группы летом 2005 года, - всем хорошо известны. Поэтому речь пойдет не о них, а о том, что привело
к расколу группы. И здесь мы вступаем в область зыбких догадок и шатких предположений.
В истории Pink Floyd 1985 год выглядит странно пустым. Известно, что в предыдущем, 1984 году, трое из классического
состава - Уотерс, Гилмор и покинувший команду вскоре после записи "The Wall" Райт, - выпустили по сольному альбому.
Известно, что в начале 1985 года Уотерс разорвал свой личный контракт со Стивом О'Рурком, на протяжении многих лет
работавшим менеджером группы. Интересно, что согласно тогдашним сообщениям BBC, вслед за Райтом группу покинул и Мэйсон,
у которого в августе 1985 года тоже вышел сольный альбом, в записи которого эпизодически участвовал и Гилмор. Потом
полгода тишины - и развал. Весь 1986 год Уотерс работает над очередным сольником, а Гилмор пытается собрать группу
воедино. И, наконец, две половинки одного целого - "Radio KAOS" Уотреса и "Momentary Lapse Of Reason" Pink Floyd -
выходят в свет. Один - 15 июня, другой - 7 сентября. Тут нет ошибки. Согласно пока что непроверенным данным материал
этих альбомов некогда представлял собой единое целое. И создавалось это единое целое предположительно на протяжении
1985 года.
Не так давно любителей собирать бутлеги несказанно удивил странноватый диск, обложка которого гласила:
Pink Floyd. "A Desperate Attempt To Perfection". 1985. Согласно перечню представленных на диске номеров,
это был сборник песен из "Momentary Lapse Of Reason", "Radio KAOS" и даже сольника Райта "Identiti".
На самом диске песни эти плавно переходили одна в другую, что не было результатом фанатских экспериментов с миксами.
Все номера были явно записаны одним составом, кроме того, сведение и аранжировки их были иными, нежели в известных
публике вариантах на упомянутых альбомах.
Выходило, что загадочные радиошумы и голоса в сердцевине приснопямятной "Learning To Fly" указывают на изначальное
место этой песни в концепции "Radio KAOS". Вступительный рифф "Sorrow", записанный раньше самой композиции,
когда Гилмор сыграл на гитаре через громкоговорители стадиона в Лос-Анжелесе, оказывается, был частью гитарной партии в
"Radio Waves". Кроме того получили объяснение и звуковые эффекты, загадочным образом перекочевавшие на
"Momentary Lapse Of Reason" с "Identiti": вступление "One Slip" до сих пор несет в себе ошметки "Strange Rhythm" и
"Voises". Описывая в книге "Pink Floyd: Полный Путеводитель По Музыке" (Omnibus, 1995) миниатюру "Round & Around" ,
биограф Энди Маббет обмолвился: "Существует нигде не выпускавшийся пятиминутный вариант инструментала".
Неудивительно: это "минусовка" первоначальной версии "Home". Легко представить, что после выхода этой песни на
"Radio KAOS" Гилмор решил включить фрагмент ее первого варианта в альбом Pink Floyd на правах "пасхального яйца".
Странно, что за два десятка лет никто не заметил подозрительного сходства этих двух номеров.
Налицо загадка почище обнародованных недавно в виде пиратского mp3-архива сессий невышедшего альбома Beach Boys "Smile".
Или битловского "Let It Be... Naked", до момента официального издания ходившего по рукам в нескольких вариантах.
"Мое личное мнение - мы бы могли сделать еще один альбом с Уотерсом", - обмолвился Гилмор в интервью
"Rolling Stone" (N 513, 1987). Возможно, в 1985 году Дэвид согласился с идеей Уотерса записать еще один концептуальный
альбом, но при этом настоял на возвращении в состав Рика Райта и увеличении доли своего личного участия в написании
материала. Становится понятно, почему оба альбома - и Pink Floyd и Уотерса - в итоге оказались разбавлены водой вроде
"Terminal Frost", а многие песни подверглись чрезмерному удлиннению. Почему "Yet Another Movie" так похожа по звучанию
на "волновой" материал "Radio KAOS", а закрывающая в свою очередь альбом Уотерса "The Tide Is Turning" звучит, как
попытка высосать из пальца адекватную замену оставшейся за Гилмором "On The Turning Away".
А вот почему за бортом остался Мэйсон, и чем Уотерсу не угодил старый менеджмент - тайна, покрытая мраком. Но, видимо,
именно это и привело в итоге к краху проекта.
Так это в действительности, или нет - до сих пор неизвестно. Однако, даже если "A Desperate Attempt To Perfection" -
не подделка, а действительно невыпущенный в 1985 году альбом Pink Floyd, вряд ли в те годы он смог бы иметь успех,
сравнимый с успехом "Momentary Lapse Of Reason". Слишком "волновой" по звуку и заумный по содержанию, он и сейчас-то
слушается тяжеловато. "Глупость - как и всякий компромис", как сказала некогда героиня "Ассы". Выходит, что распад
группы был предопределен, а "Radio KAOS" с его абсолютно не годящимся для Pink Floyd электропоп-саундом смог бы
"выстрелить" лишь как сольная работа Уотерса.
Вывод? В действиях фортуны прослеживается некая высшая логика. Для многих истории вроде этой служат куда более
убедительным доказательством существования разумной воли вселенной, нежели все религии мира.