Jean-Luc Godard and the Rolling Stones, shot in 1968 by the late David Newell-Smith©
"...Мик относился к Годару с большим уважением, и ему льстило, что тот пожелал привнести в свой фильм энергию Stones. Годар, звезда французского кинематографа, бывший кинокритик, снял проникнутые духом экзистенциализма ге-
роические эпопеи «Breathless» («Затаивший дыхание») и «Contempt» («Презрение»). Его недавняя работа «Weekend» («Выходные дни») была авангардистским прочтением идеологии маоизма, с хиппи-каннибалами, игравшими на барабанах.
Она явилась вехой, отметившей конец эпохи раннего, романтического Годара. Самый последний его фильм «Le Gai Savoir» («Веселое знание») стал открытым призывом к социальному бунту. Он был одним из немногих режиссеров «новой
волны», которые видели дальше условностей жанра и пытались соскоблить ржавчину, покрывшую систему. В своей статье, опубликованной в феврале 1968 года, американский критик Сюзан Зонтаг назвала Годара «одним из великих героев культуры нашего времени» и сравнила его с Пикассо.
Первоначальный проект предполагал съемку фильма об абортах, финансировавшегося гречанкой Элени Коллард,режиссером которого должен был стать Годар. Однако английские законы в отношении абортов неожиданно были смягчены. Годар сказал продюсеру, что он все-таки снял бы фильм в Англии, если в его распоряжение предоставят Beatles или Stones. Действуя с помощью актера Яна Кварриера, который был знаком с Миком через театральное окружение Марианны, мадам Годар раздобыла для своего мужа Rolling Stones, популярного актера Теренса Стэмпа и бюджет в 180 000 фунтов.
Жан-Люк Годар приехал в Лондон 30 мая, утомленный работой над документальным фильмом «Les Evenements du Mai» («Майские события») об уличных беспорядках в Париже, который он снимал посредством 16-миллиметровых камер. Он пребывал в состоянии прострации, чувствуя, что должен быть в Париже, где одетые в длинные черные плащи полицейские все еще поливали студентов слезоточивым газом, но график предусматривал незамедлительное начало съемок.
Мик: «Мы много раз встречались с Жаном-Люком Годаром в его гостиничном номере, желая выяснить, о чем будет его фильм, но нам так и не удалось сделать это». Годар пытался объяснить им суть своего замысла с помощью набора не
связанных друг с другом образов: аборты, «Черные Пантеры», вожделеющие белых женщин, персонаж по имени Канун Демократии, читающий вслух «Mein Kampf» Гитлера в магазине порнографической литературы, музыка и самоубийство, квазидокументальные юмористические странички, политические карикатуры.
Знаменитый режиссер сказал им, что хочет создать новое кино, преобразуя политическую диалектику в киносценарии. Stones вежливо слушали, кивали с умным видом головами и ничего не понимали. Ни один из них. «Я хочу сделать этот фильм как можно более простым, - сказал Годар репортеру. - Моя главная задача - уничтожить идею культуры. Культура - это алиби империализма. Существует Министерство войны. Существует Министерство культуры. Следовательно, культура - это война».
Дело шло туго. Годара, казалось, что-то угнетало. Мик говорил своим друзьям, что ему скучно. Арест произвел на Брайана Джонса столь сильное впечатление, что он напоминал зомби. Теренс Стэмп тоже попался с наркотиками и выпал из обоймы. В конечном итоге продюсер Кварриер сам цитировал Гитлера.
В безумии Годара присутствовал некий метод. Он намеревался показать, как Stones создают песню в виде метафоры роста, насыщенной образами радикального разрушения отжившего буржуазного общества. В ярко освещенной Olympic
Studio он снимал Мика, показывавшего Брайану гитарные аккорды «The Devil Is My Name». Сеанс звукозаписи набирал обороты, и Stones постепенно избавились от своих розовых пиджаков, Чарли ослабил галстук, а Кит еще и разулся."
-Stephen Davis
"OLD GODS ALMOST DEAD"
От себя: как я уже когда-то раньше упоминал, данный снимок (только верхняя его часть) был использован в оформлении разворота двойного сборника хитов Стоунз "Hot Rocks".