-Ты сам создаёшь довольно разнообразную музыку.И каждая следующая вещь кажется всё
спокойнее.Это отражает какую-то уравновшенность?
=Я не знаю,так ли это.Я на самом деле делаю много разнообразных вещей.
-Предполагает ли активная деятельность какие-то послабления?
=Я не должен чего-то стыдиться.Может быть есть вещи,которые не стоило бы делать.Но я не
рву теперь на себе волосы.
-Какие проекты были наиболее близки твоему сердцу?
=Да,иногда чувствуется,что-то получилось лучше. За последние 10 лет это наверное
диски „Poeet külmetab klaasmäel” и „Must”.Очень важна для меня совместная работа с
Робертом Юргендом,также с Арво Урбом.Ultima Thule „Ingel ja suli” по мне также
удачный диск,но он вышел летом и получил мало внимания.В то же время те,кто ходит на
концерты,этакое тесное лояльное сообщество,всегда в курсе новых работ.
-Такое сообщество существует?
=Да,я замечаю,что на выступления слаженно ходят наши одногодки и дети фанов.Я не
помню,в каком году это началось.Был совешенно оторопевший,когда впервые обнаружил
15-20 летних в передних рядах.
-Как ты создаёшь музыку?Есть ли у тебя особый ритуал?
=Мне совершенно не нравится об этих вещах говорить.Обычно всё очень просто.Идём
например с Арво Урбом в студию и начинаем. И так каждый раз!
-Часто ли текст лежит в основе произведения?
=Довольно часто.Музыка где-то в голове или душе,когда как.Стихи в песне вещь
трудная,потому что стихи сами по себе музыка,когда ты поёшь очень хорошие стихи.Это
довольно рисковано.
-В России ведь целая школа певцов с гитарами,для которых важнее всего тексты.
=К сожалению,это влияние от нас скрыто.Для меня очень важен Окуджава.Высоцкий
немного дальше.Окуджаву до сих пор слушаю оздоровляясь.
-Почему у нас сейчас такое неприятие пения под гитару?
=Ну,сейчас у нас отсутствуют такие вещи ,как Дилан или Дрейк в англоязычной
музыке,или как у русских авторская песня и барды.У нас единственная свежесть это
суперпоэты.Tepandi, Anne Maasik, Priit Pedajas и Jaak Tuksam,их стихи хорошо поются
и известны. Также Trubetsky и InBoil.
-Так что стихи важны?
=Да,стихи важны.
-А как с прозой?
=С прозой тоже хорошо.Очень хорошо.Об эстонском государстве можно говорить только
тогда,когда язык и культура сохраняются и развиваются.
-Ходишь ли ты на праздники песни?
=Ещё ребёнком туда ходил.Как в анекдоте:"-Когда ты начал чувствовать себя
собакой?"-"Уже когда щенком был".
-Какая музыка на тебя как музыканта произвела самое глубокое впечатление?
=Её так много, что запасы неподъёмны. Всё равно какой альбом King Crimson,а также
Боб Дилан и Джефф Бек,которые с годами становятся только лучше.Вспоминаются
исполнение Баха Гленом Гоулдом и Шопена Артуром Рубинштейном.Антс Мююр,который
играет „Time after time” так,чтот сердце из груди выпрыгивает.Нравятся Майлс Дэвис
,Карен Дэлтон,Нина Симон,Джимми Скотт. И через года Дерек Бейли остаётся одним из
самымх удивительных гитаристов.
-Всё-таки назови нескоторых эстонских музыкантов.
=В 1974 году в кохиласком Доме культуры видел на концерте Орнамента первый раз Свена
Грюнберга.Перед концертом он играл вещь Эмерсона „Jeremy Bender”.Подошел Андрес
Пыльдроо попросить огоньку.И я спросл у него,сколько продлится концерт.Потом
несколько недель было хорошее чувство:видишь,говорил с самим Андрусом Пыльдроо!Мне
было тогда 16 лет и я и мечтать не мог,что через пару лет Гуннар Грапс пригласит
меня в Магнетик Бэнд.Когда было 20 лет,Пеетер Брамбат позвал меня в ансамбль Ин Спе,и
я повстречал Эрки-Свен Тююра,который очень сильно повлиял на моё музыкальное
мировозрение.В то же время был Хаак,концерт которого в Педе в 1976-м был
по-настоящему потрясением.И Вартс один раз играл у Ныгисто ,нога на ногу,"Бурэ" Баха
в таком темпе,что сердце останавливалось.Помню,как слушал у Волконмкого "Турецкий
марш" и у Отта Ардера Концерт для волторны Моцарта.Помню,как в конце школы слушал
альбом „The Inner Mounting Flame” Махавишну Оркестра."Греческие тетради" Тыну
Кырвитса,концерт Дэвида Сильвана в Берлинском Шиллер-театре.Шестую симфонию
Сумера,исполнение оркестром Мравинского 6-й симфонии Чайковского,альбом Яна
Аккермана с оркестром Клауса Огермана.У Коржеца слушали скрипучии пластинки
Окуджавы. 60-летие Джеффа Бека в Royal Albert Hall-понял,что думал Фрэнк Заппа
,когда сказал,что Бек не гитарист,а каскадёр.И это всё вместе гораздо глубже,чем
просто влияние.Ну и в заключение Фрэнк Заппа.
-Почему Заппа?
=Ну,Заппа поместился сюда позже.Было время,когда я его вообще не слушал.А было
время,когда слушал очень интенсивно,например его поздние джазовые авангардные
вещи.Кроме того,он был фантастическим гитаристом,что оставалось немного в тени его
деятельности как композитора,аранжировщика или социального комментатора.Заппа может
нравиться или вообще не нравиться.Не верю,что могут быть другие варианты.
-А социальный посыл в музыке важен?
=Это дело вкуса человека,чего он хочет в музыке слышать и видеть.Потому что люди
очень различны.Я не верю,что какая-нибудь простая любовная песня должна быть обязательно хуже
произведений с какими-то потугами,претензиями и глубокомыслияем.Я считаю ,что в
музыке главное всё-таки музыка.
-В Советском Союзе тоже делали сильную музыку.Этот опыт для эстонцев пропал полностью?
=Для людей это так.В какой-то период,лет 10 назад,когда купил себе телевизор,усердно
смотрел российские каналы,полные ностальгических передач.Там было много прошлой
музыки.Поскольку я сам играл возле Яака Йоала,а несколько раньше с Тынисом Мяги,этот
фон мне довольно знаком. 1980-е в России были безумно интересные.Мне до сих пор
нравятся некоторые вещи оттуда:например Звуки Му,но также Аукцыон,Воскресенье и
Машина Времени.Если ко всему этому относиться немного спокойней,то можно
заметить,что влияние русской культуры всё же велико.По-моему это только хорошо,что
мы знаем Достоевского,Пушкина или Ахматову.И в русском роке много своеобразных
хороших поэтов.
-И теперь последний вопрос:важны ли для тебя товарные знаки?
=У меня есть один очень красивый, купленный в секонд- хэнде почти новый кашемировый
пиджак,с которого я срезал бритвой фирменный знак Хуго Босс.Потому что они так
важны,что я не хочу их никому показывать.