Патти Смит спела на износ
Газета «Коммерсантъ» № 158(3975) от 04.09.2008
Американская поэтесса сыграла в клубе "Б1.Maximum" большой концерт в сопровождении своей группы. БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ расценил выступление как урок корневого рок-н-ролла, который невозможно выучить до конца.
Концерт в "Б1.Maximum" был третьим выступлением Патти Смит в России в этом году и первым, где она представила полноценную программу. В июне певица впервые сыграла "заказник": выступила с акустической программой на элитной московской вечеринке. 30 августа с полноценным электрическим составом она появилась в Казани на "Сотворении мира", но формат события подразумевал краткий сет, состоявший из хитов. В "Б1" "крестная мать панка" разошлась во всю свою мощь.
Певица появилась на сцене в неизменном мешковатом пиджаке и вязаной зимней шапочке и запела "Kimberly" с первого и главного своего альбома "Horses" (1975). Ясно было, что запрягать госпожа Смит намерена медленно. Третьей в программе была энергичная кавер-версия "Are You Experienced?" Джими Хендрикса, в которой Патти Смит нашла место для декламирования собственных стихотворных строк и для пары соло на кларнете. Этим же кларнетом исполнительница легонько стукнула охранника перед сценой, мол, не мешай людям веселиться.
Клуб "Б1.Maximum" не был полон под завязку, как, например, на недавнем концерте Sigur Ros. Патти Смит — классик, но не предмет ажиотажа. Хотя аншлаг к лицу этой певице как никому другому. Она должна захлебываться собственной энергией, эмоции публики должны сгущаться на химическом уровне. В передней части зала "Б1" был полный восторг, но позади звукорежиссерского пульта можно было спокойно гулять, попивая пиво. Балконы почти пустовали. Патти Смит в одном из монологов припомнила легендарный нью-йоркский клуб CBGB, куда она ходила слушать гитариста группы Television Тома Верлена. На CBGB "Б1" в этот вечер был похож мало.
Госпожа Смит не стала долбить полупустой зал боевиками. Она пела много баллад среднего темпа, а финишировал концерт блоком плотно пригнанных друг к другу хитов: "Because The Night", "Smells Like Teen Spirit" группы Nirvana и "Gloria" Вэна Моррисона. На бис дали "Helpless" Нила Янга, "Soul Kitchen" Джима Моррисона и отчаянный гимн всех времен и народов "Rock`n`roll Nigger".
В этот раз перед Патти Смит не стояла задача завоевать новую территорию. Те, кто пришел, принимали от нее все и дружно скандировали "we love you". Патти Смит царила над своей паствой, но это не значит, что она не напряглась. Она продемонстрировала тот почти забытый способ существования на сцене, когда кажется, что артист сейчас и впрямь порвет сам себя в клочья. 61-летняя артистка, позировавшая Роберту Мэпплторпу и Жану-Батисту Мондино, прекрасно знает, в каких ракурсах она смотрится лучше всего, но едва отыграв картинный жест, она тут же грохалась на колени, чтобы проползти к самому краю сцены и принять протянутую ей из зала книгу. Ее группа не строит из себя виртуозов, основной гитарист Ленни Кей, скорее, мастер беспроигрышных риффов, но Джексон Смит, не вставая в позы, выдавал иногда такие соло, что, казалось, и с Эриком Клэптоном на одной сцене ему стоять было бы не стыдно. Чередование рок-н-ролльного театра и истинного вдохновения, цепкой мелодии и вольного стиха под рок-ритм, гаражного гитарного драйва и попсовых аккордов клавишных, зрелости и вечной юности — вот что поражает в Патти Смит. Этому нельзя научиться, это и есть ее жизнь.
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1020152