1 февраля 2013, 00:01 | Москва | Антон Размахнин Тахографы в метро оказались несертифицированными
Но подземка продолжит штрафовать машинистов по их показаниям
тахографы в поездах Московского метрополитена оказались несертифицированными. Об этом «Известиям» заявила председатель Независимого профсоюза работников метро Светлана Разина. Речь идет о нескольких сотнях бортовых устройств регистрации (БУР), которые были закуплены подземкой еще в 1990-е годы. Но только два года назад на основании их данных, в первую очередь о превышении скорости поездов, начали депремировать машинистов, что вызвало волну судов. Производитель тахографов — компания «Метроком-М» подтвердила, что у приборов нет сертификата, который требуется с 2009 года. При этом ее директор Владимир Шишляков заявил, что тахографы будут работать до тех пор, пока не выйдет срок службы поездов, на которых они установлены. Сотрудники подземки тем временем обвиняют приборы еще и в том, что те взрываются во время работы.
В течение последнего года машинисты активно оспаривают в судебном порядке многочисленные дисциплинарные взыскания, которые накладываются на них на основании показаний БУРов. Как рассказал «Известиям» машинист Николай Гостев, работающий в электродепо «Владыкино», сотрудники лишаются от 5 до 50% премий. Между тем 30 января 2013 года Мосгорсуд в очередной раз отклонил иск одного из машинистов к Московскому метрополитену, в котором сотрудник требовал отменить дисциплинарное взыскание. По словам Светланы Разиной, в течение 10 дней профсоюз подготовит надзорную жалобу.
— Одновременно мы готовим письмо в Генпрокуратуру, — подчеркнула она.
Устройства РПДП/БУР действительно не проходили сертификацию, подтвердил «Известиям» гендиректор фирмы — производителя этих приборов «Метроком-М» Владимир Шишляков. Приборы, о которых идет речь, — регистраторы старой модели, пояснил он.
— Эти БУРы устанавливались на так называемые номерные вагоны, которые уже лет пять не выпускаются, — подчеркнул Шишляков. — Если бы оборудование производилось и устанавливалось после 2009 года, когда правительство РФ установило перечень продукции, требующей сертификации, эти документы были бы на месте. Но на момент установки БУРов их наличие не требовалось.
Всего за полтора десятилетия — с 1993 года по вторую половину 2000-х годов — было изготовлено и установлено несколько сотен БУРов, рассказал гендиректор «Метроком-М». Устройства имеются во всех депо, где обращаются метровагоны типа 81-717, в просторечии «номерные». Сейчас в Московском метрополитене имеется свыше 400 поездов этого типа, на каждом из них стоит подобное устройство. На техническое обслуживание регистраторов московская подземка ежегодно тратит свыше 4 млн рублей.
— Мы будем обслуживать эти приборы до тех пор, пока живы вагоны, на которых они стоят, — подтвердил Владимир Шишляков.
Постановление правительства РФ от 1 декабря 2009 года определило перечень устройств, чья сертификация обязательна. К разряду этих устройств отнесли, в частности, электрооборудование городского и пригородного электротранспорта, разнообразные системы сбора и обработки информации и т.п. Подобная норма содержится и в действующем техрегламенте, вступившем в силу в августе 2010 года.
Мнения юристов по поводу правомерности штрафов для машинистов по показаниям тахографов без сертификатов разделились.
— Если с момента установки этого дополнительного оборудования закон изменился и стала необходима сертификация, то собственнику — то есть метрополитену — надо идти и сертифицировать эти регистраторы, иначе их использование незаконно, — полагает адвокат Валерий Черников.
Ирина Лазарева, юрист агентства CIG Legal Counsellors, полагает, что Профсоюзу работников метро нужно отдельно оспаривать правомерность использования несертифицированных тахографов. В этом случае суд будет решать, может ли метрополитен продолжать их эксплуатировать или должен приостановить работу приборов до получения сертификата.
— Только после этого имеет смысл выходить в суд с трудовым спором, — уточнила она.
Между тем юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннур Зиннятуллин отметил, что даже если использование тахографов будет признано неправомерным, уже полученные машинистами штрафы все равно будет сложно оспорить, если у метрополитена есть другие доказательства нарушений, помимо показаний прибора.
В пресс-службе Московского метрополитена не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
То, что системы регистрации движения поездов работают без сертификации, — грубейшее нарушение, уверена Светлана Разина из профсоюза работников подземки.
— Как можно на основании показаний незаконно установленного оборудования налагать взыскания на сотрудников? — возмущается она. — Использовать несертифицированное электрооборудование на подвижном составе запрещено по закону, и не зря. У меня есть сведения, что устройства этого типа неоднократно взрывались в процессе работы. Виной этому, как говорят техники, дешевые китайские конденсаторы. Гендиректор «Метроком-М», правда, опровергает какие-либо крупные происшествия с БУРами.
— Конденсаторы также могут выйти из строя, но если бы был взрыв с пожаром, это было бы настоящее ЧП, у нас такого не было, — сказал Владимир Шишляков.
Координатор движения «Город и транспорт» Александр Морозов отметил, что власти периодически обсуждают идею ввести регистраторы, тахографы и подобные устройства на всех видах городского транспорта.
— Однако в Москве метрополитен, кажется, единственный, кто внедрил такие устройства. |