Beatles.ru
Войти на сайт 
Регистрация | Выслать пароль 
Новости Книги Мр.Поустман Барахолка Оффлайн Ссылки Спецпроекты
Главная / Мр.Поустман / Форум Music General / Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы

Поиск
Искать:  
СоветыVox populi  

Мр. Поустман

Поздравляем с днем рождения!
Mikle Gondar (14), Илья Николаевич (31), feelinggood1206 (32), Leica (32), ny152 (37), misscandy (38), Igor (42), Свойский трюфель (45), Leonora (47), Игорь1977 (47), Lenka (48), Delage (50), Dmitripetr (50), beer man (52), Reddys (62), Nikonmih (69), Maria Ivanova (80)

Поздравляем с годовщиной регистрации!
Ratican (15), pierre946 (15), Oldos (16), havefun69 (16), Whispering in Dark (16), martini (17), Stretta (17), gans126a (17), Allegrosse (18), abm1968 (18), Sasha McCarov (21), Eka Nevidal (21), Stas-artist (21), Maksim (22), Warlus (22), Bellamy (22)

Последние новости:
10.06 В Музее Ливерпуля представили неизвестные фото времен мерсибита
10.06 Фильм «Midas Man» выйдет осенью 2024 года
10.06 Папарацци сфотографировали Маккартни у офисного здания в Лондоне
10.06 В Австралии нашли «потерянную» видеозапись Битлз
10.06 Маккартни анонсировал тур по Южной Америке
06.06 В новое видео Джона Леннона вошли редкие кадры 1968 года
06.06 СМИ: найдены все актеры на роли участников Битлз в фильмах Сэма Мендеса
... статьи:
08.06 Status Quo рок-группа из Лондона
01.06 История группы Tierra Santa
30.04 История группы Grand Funk Railroad
... периодика:
18.03 Битловский проект "Яллы"
12.03 Интервью с Алексеем Курбановским, переводчиком книг Джона Леннона
12.03 Юлий Буркин, автор книги "Осколки неба, или Подлинная история Битлз" - интервью № 2

   

Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы

Тема: Восточноевропейский рок

Страницы (12500): [<<]   1611 | 1612 | 1613 | 1614 | 1615 | 1616 | 1617 | 1618 | 1619 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться во "Все форумы"
Здорово!  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 14:13:03   
Сообщить модераторам | Ссылка
7. Страсть к собирательству – в лес по грибы и ягоды7. Страсть к собирательству – в лес по грибы и ягоды

Маринованные грибы, фот. Гжегож Козакевич

В то время как большинство иностранцев из Западной Европы и Америки никогда не рискнет самостоятельно, дома приготовить что-либо, найденное в лесу, из страха отравиться, в Польше в выходные дни за грибами отправляются все, от мала до велика. Примерно 30 % территории страны покрыто прекрасными густыми лесами, вот почему собирать грибы ‒ это один из самых привычных способов времяпрепровождения. Поляки встают на рассвете, чтобы успеть в лес до прихода грибников-конкурентов. Детей сызмала учат различать виды грибов, не путать съедобные с ядовитыми. В лес по грибы в Польше ходят все, а польские блюда из грибов ‒ это истинные деликатесы.


8. И многое другое …
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:18:49   
Сообщить модераторам | Ссылка
8-й верховный архиепископ Львовский, митрополит Галицкий, предстоятель Украинской грекокатолической Церкви8-й верховный архиепископ Львовский, митрополит Галицкий, предстоятель Украинской грекокатолической Церкви
17 декабря 1900 — 1 ноября 1944
Избрание: 17 декабря 1900 года
Интронизация: 17 января 1901 года
Церковь: Украинская греко-католическая церковь
Предшественник: Юлиан Сас-Куиловский
Преемник: Иосиф Слипый
Епископ Станиславовский
19 июня 1899 — 17 декабря 1900
Церковь: Украинская греко-католическая церковь
Предшественник: Юлиан Сас-Куиловский
Преемник: Григорий Хомишин

Имя при рождении: граф Роман Мария Александр Шептицкий
Оригинал имени
при рождении: польск. Roman Maria Aleksander, hrabia Szeptycki z Przyłbic,
укр. Роман Марія Олександр Шептицький
Рождение: 29 июля 1865
Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия
(ныне — в Яворовском районе, Львовская область, Украина)
Смерть: 1 ноября 1944 (79 лет)
Львов
Отец: граф Ян Канты Шептицкий
Мать: графиня София Людвика Цецила Констанция Шептицкая (ур. гр. Фредро; 1837—1904)
Принятие монашества: 1888 год
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:22:20   
Сообщить модераторам | Ссылка
Митрополи́т Андре́й (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий, польск. Roman Maria Aleksander Szeptycki, укр. Роман Марія Олександр Шептицький; 29 июля 1865, село Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия — 1 ноября 1944, Львов) — предстоятель Украинской грекокатолической церкви в 1900—1944 годах, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.

Представитель галицкого графского рода Шептицких. Брат Климентия, Станислава Шептицких. Учился дома и в Кракове. Поступил на службу в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учёбы ездил в Италию (где был принят Львом XIII), а также в Киев и Москву, где общался с представителями украинского националистического движения.

В 1888 году принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (базилиан). С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромиле. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894 году. С 20 июня 1896 года — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове. В 1899 году был назначен императором Францем Иосифом I епископом Станиславовским. С 17 декабря 1900 года — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский (интронизация — 17 января 1901 года).

Занимался политикой, был депутатом Галицийского Сейма, австрийской Палаты Господ.

Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально, по фальшивым документам въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве. В 1910 году ездил в США, где занимался организацией эмигрантов из Галиции. Посетил 21-й Евхаристический конгресс, проходивший в Монреале.

Во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался во Львове, со своими прихожанами. 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

Вскоре после Февральской революции освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. 29—31 мая 1917 года созвал Собор Российской грекокатолической церкви (РГКЦ), назначив своим экзархом в России иеромонаха студита Леонида Фёдорова.

В конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался польскими властями.

Задолго до начала Второй мировой войны митрополит Шептицкий пользовался огромным уважением не только среди украинского населения, но и среди евреев[2]. Владел письменным и разговорным ивритом. В 1935 году еврейская газета «Хвыля» поздравила митрополита с 70-тилетием. Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А. Шептицкого.
Известно также, что во время «Дела Бейлиса» в октябре 1913 года Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев:

Могу определённо заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории.
— «Киевская мысль», 23 октября 1913.

В межвоенное время Шептицкий был сторонником партии Украинское национально-демократическое объединение (УНДО). В 1932 году в "Слове к украинской молодёжи" он впервые выступил против новосозданной Организации украинских националистов, предостерегая молодёжь против вступления в её ряды. Еще более обострились отношения между Шептицким и ОУН после того, как последняя перешла к тактике политических убийств: «Преступление всегда есть преступление» и «святому делу нельзя служить окровавленными руками», - отзывался митрополит на убийство в 1934 году оуновцами директора украинской академической гимназии Ивана Бабия за «коллаборационизм». Вскоре члены ОУН совершили неудачную попытку смещения Шептицкого. Тем не менее митрополит был другом полковника Андрея Мельника (впоследствии лидера ОУН(м)), которого назначил управителем своих имений, а в 1939 году спас от ареста со стороны НКВД.

Деятельность Шептицкого в годы Второй мировой войны неоднозначна. Возможно, на его позицию в отношении оккупационных властей повлияла политика Советской власти на территории Западной Украины в 1939—41 годах. Были на то и личные причины: 27 сентября 1939 года в Прилбичах сотрудниками НКВД были расстреляны брат А. Шептицкого Лев, его супруга и все члены семьи.

В июне 1940 А. Шептицкий обратился с письмом к И. В. Сталину, протестуя против пропаганды безбожия в школах.

В первый период начавшейся советско-германской войны Митрополит встал на путь сотрудничества с оккупационными властями. 1 июля 1941 года, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, он обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу. В июле того же года А. Шептицкий встретился с руководителем ОУН (Организация украинских националистов) С. Бандерой и как глава церкви дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками.

23 сентября 1941 года после взятия Киева направил Гитлеру поздравительное письмо, в котором приветствовал фюрера как «непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии»:

Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого Немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа.

С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:25:03   
Сообщить модераторам | Ссылка
12 января 1942 года Шептицкий снова предложил Гитлеру тесное сотрудничество.

Бывший сотрудник абвера фельдфебель Альфонс Паулюс показал на Нюрнбергском процессе:

… Кроме групп Бандеры и Мельника, пункт абвера, а также командование абвера 202, использовали Украинскую православную церковь [УГКЦ — авт.] В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами… Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит граф Шептицкий, как сообщил мне Айкерн, был настроен пронемецки, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна для команды 202, хотя этот дом и не был конфискован немецкими воинскими властями. Резиденция митрополита находилась в монастыре во Львове. Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать её.
— ЦГАООУ, ф. 57, оп. 1, дело 338, стр. 241—250).
Вместе с тем, следует отметить, что приписываемые А. Шептицкому высказывания с призывами о сотрудничестве с немецкими оккупационными властями противоречивы. Так, в 1942 году «Послание митрополита Шептицкого к хлеборобам» содержало такой текст: «Командование немецкой армии просит меня, чтобы я огласил, что нужно платить налоги, контингенты» и т. д. В газете эти строки были опущены, и получилось, что обращение «о сдаче контингента» исходит непосредственно от А. Шептицкого. Церковные власти вынуждены были обратиться в газету с просьбой восстановить истинный текст сообщения.

14 января 1942 года Шептицкий во главе группы националистических руководителей подписал письмо Гитлеру: «Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединёнными силами немецкого и украинского народа… претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе».

Митрополит Андрей помогал гитлеровцам вывозить украинскую молодёжь на принудительные работы в Германию, опубликовав обращение по этому поводу. «Пребывание на чужбине в чём-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни».

Хотя нацисты в то время не отличали евреев от большевиков, Шептицкий выступал против уничтожения евреев и межнациональной розни. Он сам участвовал в спасении более сотни еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии, в том числе раввина Львова Давид Кахане[17], которого прятали в Соборе святого Юра. Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно.

В спасении евреев А. Шептицкому также оказывала значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер. Вместе с Климентием Шептицким они помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов[6]. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ, сестра Елена Витер была арестована за участие в ОУН и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы[6]. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осуждён к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме.

В январе 1942 года Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направил А. Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке. А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом к Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев.

В ноябре 1942 года митрополит, исходя из принципов христианских заповедей, написал пастырское письмо «Не убей!», адресованное в первую очередь полякам и украинцам и призвавшее усмирить прекратить вражду между ними.

Утверждается, что Гиммлер приказал арестовать А. Шептицкого. Однако Гансу Франку и Отто Ляшу, которые руководили Галичиной в то время, удалось удержать рейхсфюрера СС от этого шага — митрополит пользовался глубоким уважением среди народа, и его арест мог сильно дестабилизировать обстановку. Гестаповцы провели обыски в соборе Св. Юра, во время которых вскрывали даже мощи.

В 1943 году руководимое Шептицким униатское духовенство помогало оккупантам в создании 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», в составе которой воевали, главным образом, униаты из Западной Украины, в том числе семинаристы. Подразделение было снабжено греко-католическими капелланами[23][24], причём униатское духовенство агитировало галичан за вступление в дивизию. Ещё в начале 1944 г. Шептицкий предписал своим клирикам передавать немецким властям церковные колокола с целью их последующей переплавки для нужд фронта[26]. В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В. Кубийовичем, призывал его обдумать политическую целесообразность и моральную ответственность таких шагов.

С ОУН Андрея Шептицкого, как и ранее, связывали сложные отношения. Он безуспешно пытался противодействовать расколу в организации, дабы более умеренная мельниковская фракция сдерживала радикализм бандеровской (которую Шептицкий обыкновенно именовал в посланиях "детьми" и "молодёжью", а неофициально, по некоторым сведениям, - «несерьёзными людьми» и «сопляками»), резко осуждал их взаимное противостояние и практики политического насилия ОУН(б), в т.ч. убийства поляков, евреев, представителей римско-католического и православного духовенства. Представители польского подполья сообщали о конфликте между Шептицким и ОУН(б) по вопросу отношения к полякам. Тем не менее Шептицкий считал себя и далее связанным с украинским национальным движением и в переписке с римско-католическим архиепископом Львова Болеславом Твардовским осенью 1943 года старался очистить украинцев вообще и украинских националистов в частности от обвинений в массовых убийствах польского населения. Он также укорял бандеровцев за отсутствие в УПА института капелланства.
Сообщение  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: audi   Дата: 29.07.15 21:25:14   
Сообщить модераторам | Ссылка
2Andrzej Szablewski:

>2 audi:
>1976
>Страна:
>Польша
>Режиссер:
>Ян Батори
>Про фильм:
>Приятели Анджей и Гжегош, студенты Варшавской
>консерватории, готовятся к Международному конкурсу
>пианистов им. Ф. Шопена. Гжегош — пианист-«технарь»,
>целеустремленный музыкант, стремящейся к победе
>на конкурсе, но в его исполнении нет божьей искры.
>В отличие от него, Анджей — музыкант от Бога,
>который, по словам его наставника, «умеет делать
>со слушателем всё, что хочет». Его проникновенную
>игру зритель воспринимает совсем иначе, нежели
>Гжегоша. Эва, красивая девушка Гжегоша, тяжело
>больна, врачи подозревают у неё рак мозга. Даже
>ради здоровья и жизни любимой Гжегош не соглашается
>прервать хоть на день подготовку к конкурсу. У
>Анджея есть подруга Зося (дочь профессора музыки),
>но молодой пианист влюбляется в девушку Гжегоша
>и берёт на себя заботу о больной Эве.

ОООООООООООООО.так есть...именно этот фильм...в 70-х очень с Большой помпой прошёл в Беларуси...Народ на него пёр!!!!!
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:26:30   
Сообщить модераторам | Ссылка
Отношения с советской властью после освобождения Западной Украины

В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, Шептицкий отправил Сталину поздравительное послание. В послании глава галицких греко-католиков именовал советского лидера «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье».

7 сентября 1944 г. Шептицкий выступил на праздничной (впервые после освобождения Львова) сессии собора с речью, в которой высказался о коммунизме как доктрине с широкими мировыми тенденциями, осудил бандеровское движение и призвал духовенство к деятельному сотрудничеству с советской властью. Шептицкий успел подготовить и воззвание к ОУН-УПА с призывом сложить оружие и выйти из леса. В Москву была выслана делегация, которая посетила московскую патриархию, Верховный Совет СССР и НКВД.

В беседе с уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК УССР С.Даниленко-Кариным Шептицкий говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из неё, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения»

А. Шептицкий скончался 1 ноября 1944 года во Львове. Похоронен в крипте Собора святого Юра — своего Львовского митрополичьего кафедрального собора. В настоящее время проходит процесс его беатификации — причисления к лику блаженных Католической церкви.

После смерти А. Шептицкого и проведения ликвидации УГКЦ, в 1946 году МГБ провело «комбинацию» в отношении священника УГКЦ И. Котива, в ходе которой была получена информация о возможных тайниках и архивах А. Шептицкого. 29 марта 1946 года группой МГБ СССР в результате ареста и активного допроса монаха А. Кульбенко были выявлены тайники в здании митрополичьих палат и прилегающих строениях, обнаружены и конфискованы значительные ценности.

Из письма министра госбезопасности УССР министру госбезопасности СССР об изъятии документов и ценностей из Собора «Св. Юра» в г. Львове:
1. Изделий из золота и драгоценных камней — 7 предметов. В том числе: бриллиантов 21 карат (не считая украшений из мелких алмазных осколков-розеток) и цепь к ордену «Австрийской короны» пробы 750, весом чистого золота — 349,5 гр. Стоимостью изъятых ценностей по заготовительной оценке экспертов (в твердых закупочных ценах) — 42 820
2. Серебряных изделий разных — 211 шт. общим весом 42 кг 98 гр. По аналогичной оценке экспертов стоимость составляет руб. — 24 785. В числе этих изделий изъяты:
а) поднос большой весом 12 кг 300 гр. − 1 шт.
б) столовый сервиз (ложки, ножи, вилки и проч.) — 180 предметов.
в) орден «Александра Невского» царского правительства — 1 шт.
г) Австрийский орден «Леопольда» — 1 шт.
д) орден «Австрийской короны» 1 кл. — 1 шт.
Общая оценка изъятого, определённая экспертами в твердых закупочных прейскурантных ценах, — 67 тысяч 605 руб. Кроме перечисленных ценностей, в тайниках изъято большое количество церковной одежды, литературы и переписки Шептицкого, имеющей оперативно-важное значение
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:27:55   
Сообщить модераторам | Ссылка
Оценка заслугОценка заслуг

В Израиле по ходатайству Давида Кахане рассматривался вопрос о присвоении А. Шептицкому звания «Праведник народов мира». Однако когда в 1981 году дошло до голосования, то из 13 членов комиссии, рассматривавшей вопрос, двое воздержались, пятеро высказались за присуждение звания и шесть — против (Д. Кахане, который также был членом комиссии, воздержался). В результате звание присвоено не было. Причиной этого стало сотрудничество А. Шептицкого с немецкими оккупантами, в том числе участие в создании дивизии СС «Галичина»[30]. Следует отметить, что в разное время Праведниками были признаны некоторые члены вермахта и других служб и органов Третьего рейха, имевшие различное отношение к спасению евреев. Вопрос о присвоении Шептицкому звания Праведника рассматривался в Яд ва-Шем несколько раз, и последний раз предложение было отклонено в 2007 году.

Это решение вызвало неоднозначную реакцию. Например, два польских автора выразили возмущение этим фактом в газете «The Jerusalem Post». После отказа комиссии Яд ва-Шем признать Шептицкого Праведником народов мира, еврейская община Украины в мае 2008 года признала его Праведником.

Брат Андрея Шептицкого, Климентий Казимир Шептицкий был признан Праведником мира.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:30:49   
Сообщить модераторам | Ссылка
Могила Андрея Шептицкого в крипте собора Святого Юра во Львове
Могила Андрея Шептицкого в крипте собора Святого Юра во Львове





Благотворительность и меценатство


Митрополит поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ «Просвита», «Родная школа», «Сельский хозяин». Является основателем Национального музея во Львове, здание для которого приобрёл в 1905 году на собственные средства. Благодаря попечению Шептицкого в музее собрана одна из крупнейших в Европе коллекций иконопис.

Для первой Епархиальной библиотеки в Станиславове митрополит передал 4 тысячи книг из личной библиотеки. При содействии митрополита был открыт Академический Дом, «Народна Лічниця» (Народная Больница, 1903—1938, которая впоследствии стала современным госпиталем), несколько гимназий. В 1932 году своим ходатайством к чешскому правительству Андрей Шептицкий спас от закрытия украинскую хозяйственную академию, основанную в 1922 году в Подебрадах. Шептицкий также являлся учредителем Земельного банка во Львове, а также кредитного союза «Руська ощадниця» в Перемышле.

На средства митрополита приобретено здание, где разместилась художественная школа В. Новакивского и мастерская М. Сосенко и О. Куриласа. Шептицкий предоставлял стипендии молодым украинским художникам для получения художественного образования в лучших учебных заведениях Европы. Им основана Львовская Богословская Академия (в 1928 году — единственный украинский вуз на территории Польши)[37].

В сумме на детские дома потрачено более 1 миллиона долларов, включая ежегодные подарки на Песах еврейским детям из бедных семей[2][37][38].

Мерами Комиссии охраны природы при Научном товариществе им. Т. Шевченко митрополит дал указание создать в Львовской митрополии заповедник кедровых лесов в п. Подлютое, и заповедник степной растительности у подножья Чёртовой Горы на Рогатинщине. Это были одни из первых природных заповедников на Украине. А. Шептицкий лично способствовал открытию курортов (Черча).
Здорово!  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 29.07.15 21:37:50   
Сообщить модераторам | Ссылка
В основу кинокартины Владыка Андрей легла жизнь и деятельность выдающейся исторической фигуры, церковного деятеля, Митрополита Украинской Греко-Католической церкви Андрея Шептицкого (1865-1944).В основу кинокартины "Владыка Андрей" легла жизнь и деятельность выдающейся исторической фигуры, церковного деятеля, Митрополита Украинской Греко-Католической церкви Андрея Шептицкого (1865-1944).
Во времена самых жестоких испытаний Владыка Андрей – священник, душеспаситель, дипломат, философ, защитник национальной идеи и культуры."

Совместное производство: Государственная служба кинематографии Министерства культуры и туризма Украины / Национальная киностудия им. А. Довженко / Студия Олесь / Украинский Конгрессовый Комитет Америки

Продюссеры: Аскольд Лозинський, Олесь Янчук

Авторы сценария: Михайло Шаевич, Олесь Янчук

Режисер-постановщик: Олесь Янчук

Оператор-постановщик: Виталий Зимовець

Художники-постановщики: Виталий Ясько, Роман Адамович

Композитор: Володимир Гронський

Звукорежиссер: Наталия Домбругова

Монтаж: Наталия Акайомова

В ролях: Сергей Романюк, Тарас Постников, Роман Грынив, Ирина Мак, Федир Стригун, Тарас Жирко, Орест Огородник, Галина Делявська, Оксана Воронина, Виктория Янчук, Евген Нищук, Януш Юхнецький, Лембит Ульфсак, Сергей Сипливый, Ярослав Мука, Олег Драч.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 09:40:08   
Сообщить модераторам | Ссылка
ВЫСТАВКА «ЦВЕТ. КВАДРАТ. OPUS MUSIVUM»ВЫСТАВКА «ЦВЕТ. КВАДРАТ. OPUS MUSIVUM»

29 июля - 30 сентбяря 2015 | Галерея-мастерская "Варшавка" (Москва, Варшавское шоссе, 75 корп.1) | Вход по билетам галереи

28 июля в 19.00 в галерее-мастерской «Варшавка» открывается персональная выставка Матильды Трацевской «Цвет. Квадрат. Opus musivum».

В 2015 году исполняется 100 лет с момента создания иконы супрематизма — «Черного квадрата» Казимира Малевича. Однако произведение датировано автором 1913-м: этот год стал отправной точкой для Матильды Трацевской в работе над проектом «Цвет. Квадрат. Opus Musivum».

По сути, выставка — это воспоминания художника о посещении Санкт-Петербурга. По своей природе мемуары обладают одновременно качествами и абстрактными, и фигуративными, что воссоздается в серии произведений Матильда Трацевска. Важное место в экспозиции занимает переведенная в мозаичное панно фотография Николая Пунина «Ира Пунина с собакой Тапой в саду Фонтанного Дома» 1925 года. Эта работа отсылает к одной из легенд о создании «Черного квадрата»: Малевич придумал «Квадрат», наблюдая за одетой в черно-белое девочкой, которая гуляла по снегу.

Судьба «Черного квадрата», одного из ключевых произведений искусства ХХ века, соткана из противоречий — год создания, названный автором, отличается от года фактического создания работы; первоначально работа Казимиром Малевичем называлась «Четырехугольник»; у «Квадрата» нет прямых углов; в своем стремлении к «нулю формы», отказавшись от фигуративности и цветовой палитры в произведении, Малевич разрывает связь с традицией прошлых веков, но говорит языком самого традиционного вида искусства — языком живописи.

Век спустя польский художник Матильда Трацевска, в совершенстве владея классическим искусством мозаики, продолжает изучать роль формы и цвета в произведении искусства и размышляет о предметном и абстрактном, о природе хроматизма и отсутствии абсолюта в цветовой палитре, открывая диалог между традиционной для мозаики квадратной формой тессеры и формой «новой иконы ХХ века».


Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 09:41:56   
Сообщить модераторам | Ссылка
Вот теперь картинка правильная.Вот теперь картинка правильная.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 09:43:32   
Сообщить модераторам | Ссылка
И ещё однаИ ещё одна
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 09:44:23   
Сообщить модераторам | Ссылка
И ещё...И ещё...
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:40:55   
Сообщить модераторам | Ссылка
Украинский вопрос в Российской империиУкраинский вопрос в Российской империи


Почему великороссы, малороссы и белорусы не стали тремя крупнейшими группами русской нации? В чем заключалось соперничество русского и украинского национальных проектов? Почему люди, проживающие на территории современной Украины, иногда ставят под вопрос свою национальную идентичность? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Алексей Миллер.

Время для академических рассуждений о такой теме, как украинский вопрос в Российской империи, сегодня очень неблагоприятное. В самой Украине и вокруг Украины происходит конфликт, который уносит человеческие жизни, который приносит колоссальные разрушения, который разрушает семьи, дружбы и так далее. Люди, так или иначе задетые этим конфликтом, к сожалению, не воспринимают разговоров о прошлом как нейтральных. Поэтому я должен оговориться с самого начала, что все эти исторические сюжеты, о которых я буду говорить, во-первых, вовсе никак не предопределили того, что произошло за последние два года, всего этого можно было избежать, и они вовсе не оправдывают ни одну из сторон конфликта, потому что все стороны конфликта виноваты и у всех сторон конфликта кровь на руках.

А теперь мы можем поговорить об украинском вопросе в составе Российской империи. На самом деле вопрос, который условно можно назвать украинским, в значительной степени создал Российскую империю. Если мы посмотрим на границу между Московским царством и Речью Посполитой после Смуты и вплоть до Смоленской войны 1632–1634 годов, то она проходит ровно между Москвой и Смоленском. Минуло еще меньше двадцати лет или ровно двадцать — в 1654 году граница Московского царства проходит по Днепру. Случилось что-то очень важное: казацкие элиты сменили, если можно так сказать, лояльность — они подняли восстание против Речи Посполитой под руководством Хмельницкого, перешли под власть Алексея Михайловича, и таким образом весь баланс сил в этой части Европы изменился. Московское царство в результате этого изменения получило целую когорту церковных и светских деятелей, которые сыграли колоссальную роль в его развитии в XVIII веке. В том числе среди киевских книжников, потом делавших карьеру при царском дворе, был Феофан Прокопович, который и придумал, что Петру надо стать императором, а России — назваться империей.

Россия и казацкая УкраинаИсторик Кирилл Кочегаров об истории Запорожской Сечи, восстании Богдана Хмельницкого и угасании казацкой автономииВ течение всего XVIII века отношения Гетманщины, той территории, которая вошла на правах автономии в состав Московского царства, и теперь нового имперского центра в Петербурге были довольно сложные. Казацкая верхушка тосковала по утраченным привилегиям, они лишились особенно многих привилегий в результате неудачного перехода Мазепы на сторону Карла во время Северной войны. Но тем не менее никаких восстаний в течение XVIII века не было, и к концу XVIII века создалась ситуация, о которой можно сказать так: Российская империя вполне успешно решила задачу инкорпорации элиты Гетманщины в состав российского имперского дворянства. Это как раз и объясняет, почему казачья старшина была лояльна: она получила от Российской империи то, что она никогда не могла получить у Речи Посполитой, — она получила дворянский статус.

В Российской империи дворянство определялось по бумагам, по книгам, по герольдии. Практически ни у кого из этих людей нужных бумаг не было.
Екатерина параллельно делала две вещи: она дает «Жалованную грамоту дворянству», то есть делает статус дворянства необычайно привлекательным, и одновременно дает своему представителю в Гетманщине Румянцеву сигнал, что надо принимать в дворянство, не очень разбираясь, какие там у них документы, а параллельно надо отменять автономию Гетманщины, что и было сделано. То есть фактически автономия была обменена на дворянский статус для элиты Гетманата. И эти люди, которые называли себя малороссами, говорили уже на русском языке, служили империи в разных областях, то есть они не были строго региональной элитой, они уже могли быть представителями империи в каких-то других регионах. Собственно, они до конца так и остались лояльны империи. Может быть, последний такой яркий представитель этой породы — это гетман Скоропадский, который до 17-го года сохранял свою лояльность империи и был лояльным царским генералом.

В середине XIX века на сцене появляется новая порода людей — это были люди небогатые, образованные, усвоившие настроения европейского романтизма и решившие для себя, что они носители этой миссии создания или, по их терминологии, пробуждения и возрождения украинского народа. В результате возникла ситуация, которая станет ключевой проблемой империи с точки зрения строительства русской нации. Представление о том, что такое русская нация и как она должна была быть построена, совершенно непохоже на то, что мы сегодня привыкли думать.

В состав русской нации должны были войти три крупнейшие группы: великороссы, малороссы и белорусы.

Российская история была написана так, чтобы способствовать решению этой задачи.

Отношение к малороссу было принципиально иным по сравнению с отношением к каким-то другим группам, другие группы дискриминировались как группы. Малороссы никогда не дискриминировались, их всегда приглашали быть членами русской нации, просто отрицалось их право претендовать на статус отдельной нации. Итак, региональные особенности — да, малорусский язык или малорусское наречие — да, для каких-то локальных целей, но не как язык преподавания, не как язык высокой культуры.

Конечно, в этой игре участвовали и другие актеры, прежде всего польское дворянство, которое входит в конфликт с Российской империей ровно на этих территориях, потому что оно хочет возрождения Речи Посполитой и воспринимает территории по правому берегу Днепра как часть польской национальной территории. Там очень интересные сюжеты о том, как малорусское движение получает поддержку Российской империи как противовес польскому, как польское движение начинает оказывать поддержку малорусскому движению, чтобы сделать его союзником в борьбе с империей, и так далее. Понятно, что все это оставалось предметом элитарной политики вплоть до конца XIX века, крестьяне на этих землях не имели национального самосознания.

Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:42:27   
Сообщить модераторам | Ссылка
Кардинальные изменения стали происходить в начале XX века с приходом, во-первых, массовой политики, выборов в Государственную думу, затем Первой мировой войны, которая подключила к теме соперничества русского и украинского национальных проектов таких игроков, как Австрия и Германия. И можно сказать, что мы накануне войны находимся в ситуации, когда невозможно предугадать, как бы развивались события, состоялся бы украинский проект или нет в том виде, в котором он состоялся. Во многом это результат Первой мировой войны и в очень большой степени политики большевиков. Потому что большевики однозначно отказались от наследия русского национализма, то есть от идеи триединой русской нации, они признали единственно возможной идентичностью на этой территории идентичность украинскую, и все дальнейшие переписи населения проводились именно таким образом. Понятие «малоросс» было лишено легитимности.

Как следствие, та идентификация, которая была, была рыхлой, неопределенной.

Кто такой малоросс: это будущий украинец или будущий русский? Или уже русский или уже украинец?

Все это было очень неопределенным, эта идентификация была исключена.

То есть мы можем сказать, что история украинского вопроса в Российской империи — это одновременно история строительства русской нации в Российской империи. То есть это вопросы, которые затрагивают ключевые моменты — и наше восприятие истории, и нашу идентичность. И неслучайно после краха Советского Союза этот сюжет очень быстро вернулся заново. Если мы вспомним, как Солженицын писал о том, как нам обустроить Россию, он говорил: пусть прибалты уходят, пусть Кавказ уходит, пусть Средняя Азия уходит, но эти трое — белорусы, украинцы, русские — должны остаться вместе. Стремление Солженицына не получило своего воплощения в истории. Потому что история продолжается, и история этого сюжета тоже продолжается, и какие-то люди, в том числе на территории современной Украины, вдруг поставили под вопрос свою украинскую идентичность. Это все очень болезненный, очень сложный вопрос, но важно понимать, что прошлое не предопределяет будущего, не предопределяет даже настоящего, оно создает какой-то спектр вариантов, спектр возможностей. И, к сожалению, наши выборы за последние годы в этих вопросах были крайне неудачными, потому что это выборы, которые привели к большой крови.

Алексей Миллер

доктор исторических наук, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге, профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт)





Позиция автора может НЕ совпадать с позицией разместившего этот материал.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:46:21   
Сообщить модераторам | Ссылка
Россия и казацкая Украина

Какова история формирования Запорожской Сечи? На каких условиях Богдан Хмельницкий присягал российскому монарху? Как развивались отношения казачества и российского правительства после Переяславской рады? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Кирилл Кочегаров.
Украинские запорожские казаки в XVI–XVII веках жили на территории нижнего и среднего Днепра, которая после монгольского нашествия в XIII веке была достаточно редко заселена, была пограничной территорией, на границе которой были так называемые обширные дикие поля. Дикие поля — это в свою очередь территория кочевки крымских татар, которые населяли Крымское ханство, причерноморские степи на запад и на восток от Крыма. Именно в этих степях жили и заботились сами о себе ловкие воины, добытчики и даже обычные грабители. Со временем число этих воинов росло, они собирались в ватаги, и однажды в 60–70-х годах XVI века — историки не знают точно из-за малого количества источников — создали в низовьях Днепра Запорожскую Сечь.

В октябре 1653 года прошел Земский собор, который решил принять запорожского гетмана Богдана Хмельницкого в царское подданство (или под высокую царскую руку). Немедленно выехало посольство в Переяслав на левом берегу Днепра, куда прибыл Хмельницкий, и 8 января 1654 года состоялась знаменитая Переяславская рада, когда Украина вошла в состав России. Историки по-разному трактуют это событие. Сами современники часто воспринимали его как воссоединение единых некогда земель под скипетром монарха, который являлся наследником тех древнерусских князей, что некогда правили, в том числе на украинских землях. Современные украинские историки рассматривают это событие как военный союз, который Москва понемногу превратила в полноценное подданство, в полноценное господство. Российские историки рассматривают это событие как вхождение Украины в состав России на правах автономии. Де-факто это действительно было так, де-юре же ситуация была гораздо более сложная, потому что Хмельницкий бил челом и присягал царю в вечном подданстве, но на определенных условиях. И эти условия касались не всей Украины в целом, а отдельных социальных групп украинского общества.

Основные процессы угасания казацкой автономии в составе Российской империи развернулись уже в XVIII веке. Долгое время созревавшая Российская империя мало интересовалась внутренним строем казацких земель, впрочем как и внутренним строем других окружавших ее полувассальных, полунезависимых образований. Но в какой-то момент, под натиском централизации и унификации казацкие автономные обычаи и традиции постепенно ликвидировались и отменялись. Сначала это делалось явочным порядком. Так, например, при Петре I полковниками стали избираться русские офицеры, особенно полковниками смежных с Россией земель, а не казацкий старшина, гетман все более тщательно контролировался со стороны центральных властей, при нем появился пост резидента, который информировал царское правительство обо всех важных делах. Наконец, в 1722 году Петр I отменяет выборы гетмана и создает вместо этого Малороссийскую коллегию. На какое-то время, на достаточно короткий период, они были восстановлены, гетманом был выбран Данила Апостол, но реально гетманская власть все более и более утрачивала властные перспективы.

Кирилл Кочегаров
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории славянских народов Центральной Европы в Новое время Института славяноведения РАН



Позиция автора может НЕ совпадать с позицией разместившего этот материал.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:48:45   
Сообщить модераторам | Ссылка
Взаимоотношения Речи Посполитой и России


Каким образом трансформировались отношения русского государства и Речи Посполитой? В чем был основной предмет их соперничества? Как развивались дипломатические отношения после заключения Вечного мира? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Кирилл Кочегаров.

XVII век начался с полного поражения и унижения русского государства, которое было поставлено на край гибели внутренней смутой. В нее вмешалась Речь Посполитая, которая предложила своего кандидата на русский престол — королевича Владислава. Он должен был стать московским царем и даже стал им в августе 1610 года по договору московского общества — тех служилых людей, которые на тот момент были в Москве — с гетманом Жолкевским. Этот договор не соблюдался, и в первую очередь польской стороной. Случилось так, что вооруженная борьба продолжилась и длилась до 1618 года. В 1618 году Россия заключила с Польшей Деулинское перемирие, по которому утратила Смоленск и Северскую землю. Стоит заметить, что эти территории ранее были отвоеваны Россией у Великого княжества Литовского, и польская сторона взяла своеобразный реванш.

В 1648 году на землях современной Украины вспыхнуло казацкое восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. 6 лет казаки самостоятельно сражались с посылавшимися отрядами польской армии, пока в 1654 году за них не вступилось русское государство. Это было оформлено решением Переяславской рады о вхождении в состав России конгломерата казацких земель, который тогда являлся территорией Украины. И началась новая длительная война, в которой перевес был уже за Россией. В 1667 году было заключено перемирие в деревне Андрусово, которая расположена в нынешней Смоленской области. Россия закрепляла за собой казацкую Украину на левобережье Днепра, город Киев и Смоленскую область с центром в Смоленске.

В 1686 году с Польшей был заключен Вечный мир. Она навечно отказалась от тех земель, за которые более ста лет велась война. Началась эпоха военно-политического сотрудничества России и Речи Посполитой, но в этом сотрудничестве все больший перевес приобретало русское государство. При Петре I это видно уже особенно явственно, когда Петр фактически выступает как старший партнер по отношению к польскому королю, который был связан с ним союзными отношениями в начавшейся Северной войне против шведов. Петр активно формирует в Польше так называемую «русскую партию», поддерживая жалованием и своей протекцией при королевском дворе различных коронных и литовских магнатов.

С этого времени, как считают историки, началась эпоха доминирования России в Речи Посполитой. Действительно, Россия стала активным игроком на польской арене. Здесь она соперничала не столько с польской властью, а с другими крупными европейскими державами: прежде всего с Австрией в лице монархии Габсбургов, с набиравшим мощь Прусским королевством и, конечно же, с великой державой Францией. Эта борьба велась русской дипломатией за то, чтобы утвердить свое безраздельное влияние в Польше.

Кирилл Кочегаров
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории славянских народов Центральной Европы в Новое время Института славяноведения РАН



Позиция автора может НЕ совпадать с позицией разместившего этот материал.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:53:55   
Сообщить модераторам | Ссылка
Территория Украины: историческое ядро и позднейшие приращенияТерритория Украины: историческое ядро и позднейшие приращения

Отрывок из книги «Очерки истории Украины в Средние века и раннее Новое время» профессора Киево-Могилянской академии Наталии Яковенко


Совместно с издательством «Новое Литературное Обозрение» мы публикуем отрывок из книги «Очерки истории Украины в Средние века и раннее Новое время» профессора Киево-Могилянской академии Наталии Яковенко.

В этом отрывке автор дает экскурс в историю границ Украины и трактует ее как долгий процесс цивилизационных встреч Запада и Востока, православия и других религий, а также как результат взаимодействия и конфликтов различных государств, этнических и социальных групп.

Визуально знакомые контуры территории Украины оформились в ХХ в. Постепенное слияние региональных единиц, из которых она в конце концов сложилась, длилось чуть ли не тысячу лет. Присоединяясь при разных исторических обстоятельствах и в разное время к первоначальному — Киевскому — протоукраинскому ядру, игравшему роль своеобразного центра притяжения, они постепенно формировали единое осознанное целое. А первое упоминание о территории, которая воспринималась как нечто целостное, встречается в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (948–952 гг.): «Внешней Руси» (землям между Новгородом и Смоленском) здесь противопоставляется «Внутренняя Русь» — Киевская, Черниговская и Переяславская земли. Согласно видению автора «Повести временных лет» — летописи киевского происхождения, составленной в конце ХІ — начале ХІІ в., понятие «Русь» уже охватывало весь восточнославянский ареал: «Се бо токмо словѣнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сѣверо, бужане, зане сѣдять по Бугу, послѣже же волыняне».

Понадобилось еще несколько столетий для того, чтобы из этой размытой территории современники выделили пространство, соотносящееся с территорией современной Украины.

Достаточную четкость его очертания приобрели только в первой половине — середине XVII в., отождествляясь, как будет детальнее показано ниже, с Киевщиной, Чернигово-Северщиной, Волынью, Подольем и Галицией. Одновременно более точно были обозначены и границы. Например, в 1670-х гг. гетману Ивану Самойловичу западные пределы Украины видятся охватывающими «Подолье, Волынь, Подляшье, Подгорье и всю Червонную Русь, где стоят славные города Галич, Львов, Перемышль, Ярослав, Люблин (!), Луцк, Владимир, Острог, Заслав, Корец».

Другой тогдашний гетман, Петро Дорошенко, отождествляет Украину на Западе с землями «за Перемышлем и Самбором вплоть до Сянока», а на востоке — «до Севска и Путивля». Сакральным же ядром этой территории представлялась Руськая земля княжеского времени с центром в Киеве, или Внутренняя Русь Константина Багрянородного. Именно ее казацкий историк Самойло Величко назовет в начале XVIII в. «предвечной отчизной нашей, которая сияет истинным и непоколебимым благочестием от святого и равноапостольного князя Владимира Киевского, который просветил Русь крещением».

Итак, в представлении людей конца XVII — начала XVIII в. западные рубежи украинской общности очерчивались речкой Сан и понизовьем Западного Буга, северно-восточные тянулись по Новгород-Северщине до Стародуба, восточные ограничивались рубежами Гадячского и Полтавского полков, а южные — обжитой полосой предстепной зоны: Чигиринщиной, Уманьщиной, Брацлавщиной. Выдвинутым далеко в степь форпостом оставалась Запорожская Сечь. Такой географический образ собственной территории удерживался в восприятии украинцев и в более позднее время, невзирая на многократные переделы между Россией и Речью Посполитой, Речью Посполитой и Турцией, Россией и Австрией, Советским Союзом и Польшей.

Упоминания южных и восточных земель современной Украины в документах XVII в. отсутствуют: людям того времени показалась бы абсурдной мысль о принадлежности ей татарских кочевий в Приазовье, а Закарпатье и Буковина воспринимались как органичные части Трансильвании и Молдавии.

Постепенное распространение на эти земли представлений об их связи с украинским жизненным пространством растянулось с конца XVII до середины ХХ в., отражая как миграционные процессы, так и политические изменения, в особенности те, что привели к перекраиванию карты Европы вследствие Первой и Второй мировых войн. На востоке во второй половине XVII — в начале XVIII в. фактически украинскими стали земли незаселенных степных окраин Московского государства, на которых вследствие казацкой колонизации образовалась так называемая Слободская Украина — более поздние Сумщина, Харьковщина, Курщина (Курск), Воронежчина (две последние, как населенные смешанным украинско-русским населением в ходе административно-территориальной реформы 1923–1925 гг., были отнесены к Российской Федерации). На протяжении XVIII в. украинское, преимущественно казацкое население, продвигаясь вдоль реки Северский Донец в сторону моря, вытесняет из Приазовья Едычкульскую и Джамбойлуцкую ногайские орды, способствуя при этом ослаблению Крымского ханства. Именно так были колонизованы территории современных восточных областей Украины — Донецкой и Луганской (в 1778 г. российские власти принудительно выселили туда из Крыма всех проживавших на территории полуострова христиан — греков, армян и христианизированных тюрков-кипчаков, одновременно начав расселять здесь же иммигрантов из Турции, Австрии и Пруссии; несмотря на русификаторские усилия царского, а потом и советского правительств, этот регион по сей день остается одним из наиболее пестрых в этническом отношении).
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:57:51   
Сообщить модераторам | Ссылка
Параллельное наступление на земли Едисанской и Буджацкой орд шло в Причерноморье. Вследствие Русско-турецких войн 1768–1774 и 1789–1791 гг. и особенно после ликвидации Крымского ханства (1783 г.) экспансия Российской империи на юге приобрела масштабы организованного колонизационного движения. А так как часть причерноморской степи (приблизительно современные Запорожская, Днепропетровская и частично Кировоградская и Николаевская области) к тому времени уже считалась владением Запорожской Сечи, то после ликвидации Сечи в 1775 г. она была заселена переселенцами с Балкан, из Молдавии и Валахии, Пруссии, России. Стабильное земледельческое население, осевшее на землях бывших татарских кочевий и запорожских зимовников, приблизительно на две трети состояло из украинского и быстро украинизированного румынско-сербского компонента. А взятая целиком, эта пестрая, лишь недавно обжитая полоса от Донца до Дуная, будто бы «подшитая» к старой Украине, получила название Новороссии (в отличие от Малороссии, то есть казацкого Гетманства). Ее южной оконечностью был Крымский полуостров, присоединенный к Российской империи в 1783 г.Параллельное наступление на земли Едисанской и Буджацкой орд шло в Причерноморье. Вследствие Русско-турецких войн 1768–1774 и 1789–1791 гг. и особенно после ликвидации Крымского ханства (1783 г.) экспансия Российской империи на юге приобрела масштабы организованного колонизационного движения. А так как часть причерноморской степи (приблизительно современные Запорожская, Днепропетровская и частично Кировоградская и Николаевская области) к тому времени уже считалась владением Запорожской Сечи, то после ликвидации Сечи в 1775 г. она была заселена переселенцами с Балкан, из Молдавии и Валахии, Пруссии, России. Стабильное земледельческое население, осевшее на землях бывших татарских кочевий и запорожских зимовников, приблизительно на две трети состояло из украинского и быстро украинизированного румынско-сербского компонента. А взятая целиком, эта пестрая, лишь недавно обжитая полоса от Донца до Дуная, будто бы «подшитая» к старой Украине, получила название Новороссии (в отличие от Малороссии, то есть казацкого Гетманства). Ее южной оконечностью был Крымский полуостров, присоединенный к Российской империи в 1783 г.

Распад империи на отдельные государственные образования (в конце 1922 г. объединенные в СССР) впервые поставил вопрос о демаркации границ Украины. Среди регионов, украинскость которых не вызывала сомнений, были и земли бывшей Новороссии. В то же время в составе России остался, вопреки географической логике, Крым (Верховный Совет СССР официально передаст его Украине в 1954 г. как доказательство «вечной дружбы» по случаю празднования 300-летия Переяславского соглашения). В ходе уточнения межреспубликанских границ в 1923–1925 гг. к Российской Федерации отошла также часть старой казацкой территории — Стародубщина (теперь в составе Брянской области).

Вторая мировая война принесла новые приращения. В соответствии с установленным после ее окончания разделом земель к СССР (формально — к Украине) были присоединены старые территории Австро-Венгрии, которые после 1918 г. принадлежали Польше, Румынии, Чехословакии и Венгрии. В частности, от Румынии перешли Буджацкая степь — причерноморское побережье между реками Днестр и Дунай (сегодня юго-западные районы Одесской обл.) и Буковина (ныне Черновицкая обл.), от Венгрии Закарпатье, а от Польши — старая историческая территория Галиции, за исключением Саноччины и западных частей Перемышльщины и Холмщины с городами Санок, Перемышль (Пшемысль), Холм (Хелм), Ярослав и др.: именно здесь, в соответствии с договоренностями Ялтинской конференции 1945 г., прошла граница между СССР и Польшей.

Коренные народыЭтнограф Сергей Соколовский о моделях индигенности, правовом статусе и колонизаторах, окончательное оформление границ Украинского государства, осуществленное на протяжении ХХ в., стало итогом политических договоренностей, которые зависели от Украины лишь в том смысле, что факт ее существования использовался в аргументации советскими дипломатами. Интересами украинского народа руководители СССР были обеспокоены в последнюю очередь, однако благодаря их стратегическим расчетам почти все части этноса впервые были объединены в рамках единого политико-географического тела — Украинской Советской Социалистической Республики, чьи внешние границы унаследовало Украинское государство.

Остается добавить, что поскольку этот очерк посвящен отдаленным временам, то наше внимание будет сосредоточено лишь на тех регионах, в которых протекали определяющие для этноса события, то есть на исторических землях Украины, как их понимали в XVII в. Так что читатель не обнаружит здесь прошлого Буковины, Закарпатья, Новороссии или Крыма. По моему убеждению, эти сюжеты требуют не беглых параграфов-вставок (как это делалось до сих пор в обобщающих работах по истории Украины), а отдельной фундаментальной работы, в которой упомянутые регионы рассматривались бы в контексте истории тех государств, в состав которых они входили: Молдавии, Трансильвании, Австрийской империи, Венгрии. То же самое относится и к Крыму, на который стоит смотреть не иначе как через призму самостоятельного Крымского ханства и его сателлитов — ногайских орд, земли которых стали впоследствии южной и юго-западной зонами нынешней Украины.
Внимание  
Re: Группа Czerwone Gitary (Червоне гитары) и другие исполнители из стран Восточной Европы
Автор: Andrzej Szablewski   Дата: 30.07.15 14:59:34   
Сообщить модераторам | Ссылка
Названия и самоназвания украинской территории

Первое зафиксированное в отечественных письменных источниках название территории будущей Украины — Руськая земля: «В лѣто 6360, индикта 15, наченшю Михаилу цесарьствовати, нача ся прозывати Руская земля, — говорится в «Повести временных лет». — О семъ бо увѣдахом, яко при сем цесари приходиша Русь на Цесарьград».

Ясно, что это утверждение стоит воспринимать как элемент легенды, так как отождествление земли с ее названием — процесс не единовременный, поэтому мы еще вернемся к гипотезам о появлении и значении этнонима «русы» (спорного, как и другие древние названия европейских народов) в разделе о Киевском государстве. Теперь же просто констатируем, что
люди Х–ХІІІ вв. употребляли понятие «Руськая земля» в двух значениях: узком — для обозначения ядра политической общности, то есть Среднего Поднепровья, и широком — с охватом всех территорий, которые первоначально подчинялись Киеву, а позднее тяготели к нему. Более чем четырехсотлетняя традиция отождествления себя с Руськой землей не исчезла и после распада этого эфемерного единства. Как известно, первыми из сферы киевского влияния вырвались правители северо-западных княжеств (будущей Белоруссии), связав свою судьбу с более близкими соседями, литовцами, в новом государственном объединении — Литовском княжестве; с конца ХІІІ в. начинают концентрироваться вокруг нового — собственного — центра притяжения северо-восточные княжества, заложив тем самым фундамент Московского государства, а первоначальное ядро старой Руси — Киевщина и Черниговщина — вместе с Галицко-Волынским княжеством вступают в полосу утрат и поражений, о чем речь пойдет далее.

Каждый из обломков бывшей Киевской державы при посредничестве Церкви и общей книжной традиции «помнил» о своей причастности к Руськой земле и называл себя Русью. Об этом свидетельствуют сочинения местных книжников, независимо от того, писали ли они в Полоцке, Смоленске, Витебске, Москве и Суздале или в Чернигове, Киеве или Галиче. Однако названия государственных организмов, с которыми впоследствии оказалась связана судьба этих земель, свидетельствовали об их руськости разве что косвенно, через титул правителя. Объединенные московским центром северо-восточные территории начали именоваться Великим княжеством Московским, а приставка «всея Руси» появилась в титуле московских правителей лишь с 1493 г., отражая территориальные претензии к Великому княжеству Литовскому. Те руськие княжества, которые вошли в состав последнего, обозначались региональными названиями — Полоцкое, Витебское, Киевское, Черниговское, Владимирское [Владимир-Волынский] и т. п., однако в титуле правителя это обобщалось: после Кревской унии 1385 г. он называл себя королем польским, великим князем литовским, руським и т. д. Прямую связь со старой Русью сохранила лишь Галицко-Волынская держава: лишившись собственной династии и войдя в состав Польского королевства, она с первой трети XV в. официально именовалась Руським воеводством.

Династический обиход домонгольской Руси Традиция имянаречения и женитьбы в княжескиих династиях XI — XIII вековИменно в отношении его территории Константинопольский патриархат, столкнувшись с проблемой различения старого, киевского, и нового, галицкого, святейших церковных престолов, в первой половине XІV в. начал использовать понятие «Micra Rosia» (Малая Росия), в отличие от «Megale Rosia» (Великая Росия). В соответствии с привычной для греков пространственной системой, «Малая Росия» означала первоначальную территорию политического тела, а «Великая» — ее новообразованные части (по примеру Малой, то есть материковой, Греции и ее колоний — Великой Греции). В церковноадминистративном смысле Константинополь использовал понятие «Малая Росия» для обозначения украинских епархий Киевско-Галицкой митрополии вплоть до их подчинения московскому патриарху в 1686 г. Из патриарших грамот это словосочетание в последней четверти XVІ в. перекочевало в церковную словесность как торжественный синоним украинского православного пространства Польско-Литовского государства, а с конца XVII — начала XVIII в. стало отождествляться с территорией казацкого Гетманства. Так что после того как полковое устройство было ликвидировано, а на землях полков создана губерния, она получила название Малороссийская. Впрочем, «малороссами» в XІХ в. называли не только жителей административной «Малороссии», но и всех украинцев, проживавших на территории входивших в состав Российской империи украинских земель, тем самым маркируя их отличие от «великороссов» («великорусов»), то есть русских.

Ни константинопольская, ни московская версии термина «Малороссия» не удостоились признания в западноевропейской номенклатуре, которая основывалась на государственно-территориальных признаках. Поэтому, например, на географических картах земли бывших северо-восточных княжеств Киевской державы последовательно обозначались как «Moscovia», литовско-белорусская территория как «Ducatus Lithuania» или просто «Lithuania» (в XVII–XVIII вв. на них иногда выделена «Черная Русь» [Russia Nigrа], то есть северо-западный регион Белоруссии в Понеманье с городами Гродно, Новогрудок и Слоним). В свою очередь, земли бывших Черниговского, Киевского и Галицко-Волынского княжеств отождествлялись с первоначальной Русью и всегда обозначались как Russia или Ruthenia, а с XVI в. также «Roxolania» (последнее понятие утвердилось с распространением так называемого сарматского мифа, о котором детальнее пойдет речь
в разделе IV).
Страницы (12500): [<<]   1611 | 1612 | 1613 | 1614 | 1615 | 1616 | 1617 | 1618 | 1619 |  Еще>>
Ответить Новая тема | Вернуться во "Все форумы"
Главная страница Сделать стартовой Контакты Пожертвования В начало
Copyright © 1999-2024 Beatles.ru.
При любом использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Условия использования      Политика конфиденциальности


Яндекс.Метрика