2papan Мне тоже рассказ очень понравился. Как будто пропутешествовал во времени (с 65 – го) и, одновременно в пространстве ( от прибалтийского спортивного лагеря 60 – х, в Тарту 80 – х, 90 - х).
Того, что Ваш «интерес к Стоунз постоянно растёт.И ничего с этим уже не сделать» - я смог выделить как – бы две главные «причины».
Первая, более ранняя, это - восхищение музыканта сложным материалом, сложнее, чем то, что создает «красоту песен у Битлз» («…я стал пробовать играть на гитаре и понял,что битлов могу играть,а роллингов нет,я просто не понимал,как у них переплетаются звуки гитар.Если играть просто ритм-аккордами,то ничего похожего не получается.И это тоже восхищало…) .
Сам я не музыкант, (вокалировал немного в школьные годы во втором составе одной рок группы, но Мика из меня явно не получалось), поэтому для меня Ваша «первая причина» восхищения Ролингами , профессионального музыканта, навсегда останется предметом зависти. (Хотя в самом детстве меня «водили на фоно» шесть лет – но это никак не относится к моему дальнейшему восприятию рока – я просто стал в те годы одной из жертв гастролей Ван Клиберна, после которых каждая советская интеллигентная семья сочла своим долгом - иметь в качестве неотъемлемых предметов домашнего интерьера фортепьяно и сидящего за ним ребенка . Наверное тогда я возненавидел «пустую виртуозность», то есть когда средства выражения неправомерно превышают то, что хотят сказать, выражаемое. Кстати отсюда и одна из причин моей любви к Кейту – его «минимализм», как он и сам определил себя, кажется, в интервью «Шпигелю») .
Вторая же причина – «подсознательное ощущение настоящего рока». Причем что еще более интересно – в альтернативу «красоте песен битлз». ( Вы пишите: «Битлз брали красотой песен, Роллинг Стунз тем,что можно выразить только как подсознательное ощущение настоящего рока» ) Вот здесь я и хотел бы немного еще потоптаться.
Когда я прочитал эти слова, что я проделал: закрыл глаза и попробовал попутешествовать по своим ощущениям во времени, как бы играя (со своим подсознанием) в детскую игру «теплей – холодней». Какие –то группы сильно вызывали у меня (в разные времена) это самое ощущение настоящего рока ( Хендрикс, Ху, Зеппелин, Альвин ли) какие меньше ( Перпл, Степан Вульфс, Гранд Фанк), а какие вообще не вызывали (весь прог), хотя как просто музыка очень нравились ( Конечно, я взял за мерило «ощущения настоящего рока» - восприятие Стоунз).
И в результате этого эксперимента, этой «ретроспективной интроспекции», выскочила парадоксальная формула:
СТОУНЗ всякий раз ВОЗВРАЩАЛИ меня к НАСТОЯЩЕМУ РОКУ, после моих «улетов» в «ЧИСТО МУЗЫКУ»
Скажем, в 70 – е. Я начинаю торчать под прогом ( Фэмили, Генезис) – но тут откуда не возьмись до меня (с опозданием года на два ) доходит Sticky Fingers. «Браун шугу» и «Битчь», я помню, заслушивал в день раз по сто, пока звук не начинал плыть (пленка на бабине ( помню тип 10), моя «нота » «тянула». Затем пошел было другой прог – Yes, ELP, - выходит «Суп», и снова возвращает меня к «ощущению настоящего рока» (особенно Танец с мистером Д и Старфакер) С Назарет, Саббат – случилось то же самое, особенно с последними. Стоунз очень быстро дали мне понять, что Ози – суррогат, подделка, «сувенирчик» а вовсе не рок. Понять, потому что есть реальный Альтамонт, настоящая кровь (и навсегда в истории останется, хотя Стоунз и не хотели этого), а есть жалкие потуги, мимикрия крови (губная помадка) «Блади Саббат». Что есть «Манки Мэн» - из плоти и крови (Мик, Кейт), а есть иллюзорный «параноид», или «мегаломания» - списанная из учебников по психиатрии пошлость.
Больше, чем на других, группах я задержался, пожалуй, на «Пинк Флоид» - их песни, тексты тоже были «неподдельными», как и Роллинги они пели прежде всего о себе, а потом уже «для нас» ( Не знаю как у Вас, в Тарту, в Ростове – Флойд, пожалуй самая популярная группа у людей «моего поколенья»), но Стоунз все – равно «перетянули». Для меня долгое время это оставалось загадкой – почему?
Недавно я понял почему. Потому что, в отличии от Флойд (я сейчас, конечно же сравниваю не музыку, а сами песни, мировосприятие), Стоунз сохранив «настоящий рок», не стали «андеграундом». Сейчас попробую описать, что я имею ввиду. Пинк Флойд как бы говорят (в «стене», например): вот в какое дерьмо, вы, плохие дядьки мир превратили, оно так из всех дыр полезло, что мне осталось только сидеть в своем подполье, да предъявлять вам очередную вашу дыру и очередное ваше дерьмо. Но в том вся штука, что эти дыры и эти «проблемы», до них были прописаны самими «плохими дядьками», возведены ими в ранг «общечеловеческих». «Плохие дядьки» как бы сказали: вот вам дыры и проблемы – которые мы зовем «глобальными» или «историческими» ( послевоенные, детские, обезличку в образовании, неофашизм, Вьетнам, гуд бай блю скай, и.т.д.) а вы, рокеры, можете нам рассказать, как вы переживаете их на вашем личном ( т. е. маргинальном по негласной договоренности) уровне. И даже Пинк Флойд на это повелись. Не говоря уже о других хороших группах. (Кстати, именно за это я не люблю отечественный рок, и согласен с Вами, что лучшая вещь российского рока – «песня про зайцев») Но СТОУНЗ НЕ ПОВЕЛИСЬ Стоунз никогда не были, не ощущали себя андеграундом, маргиналами ( несмотря на Exile с майн стрит). У них и не было такого деления – на их «личный», («внутренний») и внешний «большой» мир. В отличие от Флойд, Стоунз как бы говорят (я слышу это в каждой их песне): мои переживания, мои проблемы и есть «общечеловеческие» и «глобальные», а вовсе не те, что пробует навязать нам ваши сми, политики, мыслители и. т. д. Этот «большой» мир – мир Роллинг Стоунз, а то, что вы пытаетесь навялить нам как «большую историю» - это ваши внутренние проблемы. Может быть и в этом секрет Кейта ( 25 лет героина – как с гуся вода) – он никогда не боялся собственного безумия, (как боялся Гойя (I see Goya's paranoias), или как боялся его поэт ( «не дай мне бог сойти с ума»)), потому что воспринимал его (свое безумие) как норму для мира. Приношу извинения за пространность, я попытался разобраться в своем «подсознательном ощущении настоящего рока» ) Если Вы найдете время вывести из подсознания свое «ощущение настоящего рока», буду благодарен, для меня это крайне интересно
|