На прошлой неделе легендарная желтая подводная лодка вплыла в возраст зрелости. Альбому «Битлз» исполнилось сорок лет. За это время пластинка, песня и мультфильм с этим названием запустили в мир целый арсенал «торпед» стиля «Yellow Submarine» — режиссеры используют яркие фигуры в своих мультфильмах (вспомните советскую «Музыкальную шкатулку» или «Бременских музыкантов»). Эту песню любит петь на своих вечерах Евгений Евтушенко, а еще один поэт, Иосиф Бродский, в свое время пел ее в нью-йоркском ресторане «Русский самовар», причем в собственном переводе. Есть и украиноязычный пересказ:
«Ми пливемо в жовтому човні,
в жовтому човні, в жовтому човні,
і ногами шкробаєм по дні».
Но субмарина изменила курс не только современного искусства, но и жизни простых украинцев. Расскажем лишь несколько историй. «В школе мне поручили сделать стенгазету, и я недолго думая проиллюстрировал ее героями «Yellow Submarine», — рассказывает киевлянин Вадим Легкоконец. — Рисовать я не умел, поэтому копировал рисунки из журнала, подсвечивая их снизу лампой. Учителя эти художества оставили без внимания, а вот одноклассники засыпали вопросами: «Что это? Откуда?» Пришлось принести им кассету с альбомом». По словам Вадима, тогда-то он и организовал свой первый клуб любителей «Битлз», впрочем просуществовавший недолго. Простые забавные песни оттеснили энергичные рифы «Дип Перпл» и «Лед Зеппелин». Второй клуб битломанов Легкоконец создал уже в студенчестве, вместо стенгазеты был самиздатовский журнал (естественно, с иллюстрациями из ЖПЛ). А уже будучи председателем Международного клуба битломанов, Вадим имел счастье пообщаться с Полом Маккартни. Как говорится, «приплыли». На желтой подводной лодке.
МАРШ ПОДВОДНИКОВ. «В конце семидесятых я закончил университет и вместе с другими студентами отправился на двухмесячные военные сборы под Кривой Рог, — вспоминает битломан с 38-летним стажем Юрий Бардик, — к концу службы должен был пройти строевой смотр. И наша рота прошагала по плацу под звуки «Yellow Submarine», которую играл полковой оркестр. Было слышно, как полковники, которые принимали смотр, держа руку «под козырек», спрашивали друг у друга: «Что это за марш?», а мы шли мимо и буквально давились от смеха. Я уже и не помню, кому из нас пришла в голову идея сыграть «Битлз», эту музыку мы любили все. Но даже сейчас, когда я вспоминаю эту историю, становлюсь на сорок лет моложе». К слову сказать, идея сыграть эту песню на плацу пришла в голову не только украинцам, аналогичные случаи были в те далекие времена в других уголках СССР. Причем рассказывают, что один генерал также поинтересовался названием бравурной мелодии, и музыканты, не стушевавшись, ответили: «Марш подводников»! А мелодия так полюбилась военному начальнику, что этот «армейский хит» целый год играли на утреннем разводе.
МОДА И АБРАМОВИЧ. Дизайнерам Алене Ворожбит и Татьяне Земсковой герои «битлз-субмарин» понравились настолько, что они решили использовать их в своей коллекции весна-лето—2009. «В этом году в моде принты из мультфильмов, а после концерта Маккартни сомнений, какой именно мультик мы будем использовать, не было. Мы хотим, чтобы герои «Битлз» сделали не только нашу одежду, но и нашу жизнь ярче и веселее», — рассказывает Ворожбит. По ее словам, задолго до прихода тепла коллекция распродана и они с Земсковой подумывают о ее «перевыпуске». В заключение заметим, что «Yellow Submarine» может сыграть роль спасительницы Романа Абрамовича. Как утверждают российские СМИ, яхта Eclipse («Затмение») этого миллиардера стоимостью 200 млн фунтов будет снабжена системами ПВО, бронированной кабиной. И самое главное, в случае нападения Абрамович может «уйти на дно» на специально приготовленной для такого случая лодке битлов, ведь подводные субмарины вот уже несколько десятилетий делают желтого цвета — в случае аварии их будет проще найти спасателям.
КРИЗИС НЕ ПОТОПИТ. Почти в каждом городе есть кафе, использующее в дизайне стиль «Битлз», но лишь харьковское носит название «Yellow Submarine» (в Киеве бит-заведение именуется «Дно», в Донецке — «Ливерпуль»). «Когда в 2000-м мы решили выбрать это название для своего бара, нас многие отговаривали, дескать, вы сразу так отсекаете часть публики, а битломанов не так уж мало, — рассказывает хозяин кафе Юрий Степанов. — Но разве может быть у рок-кафе другое название?» Любопытно, что посетители сами занялись интерьером, один предложил сварить макет торпеды, художник принес картинки, кто-то сделал окна иллюминаторы... «Сейчас не самые лучшие времена. Кризис. Посетителей меньше не стало, но денег они у нас тратят намного меньше. Но думаю, никаким кризисам нашу подводную лодку не потопить».
https://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2026